Вице-президент РСПП, председатель комитета РСПП по развитию саморегулирования, член КГИ Виктор Плескачевский
В Госдуме на парламентских слушаниях обсуждался вопрос отчуждения 5% пакета акций у ОАО «РЖД». Это маленький, даже микроскопический шажок в исполнении того, что было задумано 10 лет назад. В ту пору существовало Министерство путей сообщения, которое само оказывало услуги по перевозке грузов и пассажиров. Это был нонсенс. Поэтому необходимо было создать на его месте корпорацию. Споров было много: что это будет за корпорация, какую правовую форму она может иметь.
Пока что все предложения, относительно приватизации РЖД и сегодня, и десять лет назад, не решают проблемы децентрализации, то есть превращения в конкурентную среду. Еще один важный аспект: часть имущества РЖД не может быть приватизирована по нашим законам, потому как является имуществом, фактически исключенным из гражданского оборота – имуществом железнодорожных путей.
Для сравнения – вот что происходит сегодня в электроэнергетике: магистральные пути находятся в одних руках, а производственные мощности – в других. На данный момент РЖД объединяет все – и магистральные пути, и вокзалы, и сервис, и перевозки. Возможен такой вариант: магистральные пути остаются в руках у государства, а перевозки осуществляют конкурентные компании. Для того, чтобы появился механизм рыночного ценообразования, компаний должно быть много. Одна компания предлагает одни услуги и цены, вторая – другие и т.д. Но все вместе они обеспечивают безопасность. Яркий тому пример – авиаперевозки.
В маленьких странах, наряду с перевозкой грузов и пассажиров по железной дороге, основную долю перевозок первого и второго берет на себя автотранспорт. Россия несоизмерима по масштабам ни с одной из стран, в которых есть такая естественная монополия. Можно использовать опыт приватизации в зарубежных странах, например, в Германии. Но эта страна по сравнению с Россией – маленькая, как Ленинградская область. Конечно, в пределах Ленинградской области делать несколько ж/д компаний – только народ смешить. В целом для России – это потенциал для создания конкурентной среды, возможно, под контролем государства. Этот шаг лучше, чем ничто.
Законодатели предусматривают приватизацию 5% акций РЖД. Государству в лице правительства РФ принадлежит 100% акций. Хотелось бы спросить у авторов, а как вы собираетесь зайти в эту монополию. Что такое 5%? Во-первых, никому такой мизерный пакет не интересен. Во-вторых, это не решает задачи привлечения инвестиций. В условиях такой монополии 5% – то же самое, что и облигации: никакого участия в управлении, никакого гарантированного процентного результата.
Владение акциями и акционерное общество по своей сути предполагают множество разнонаправленных интересов, ориентированных на успех компании, на заработок, эффективность и доходность. Такой монстр как акционерное общество лучше, чем госкорпорация, но по существу то же самое.
Приватизация РЖД – законопроект актуальный и требующий решения большого количества задач.
Комитет гражданских инициатив