Вопреки расхожему мнению, что на экспорт из России поставляются только металл, лес и углеводороды, экспорт товаров малыми партиями хоть и не сравним с импортом, все же есть.
Как и есть масса вопросов об особенностях этого типа транспортировки.
В каком случае может возникнуть необходимость сборной доставки на экспорт?
Поясняем. Например, вы открыли небольшой бизнес и штучно поставляете товар своим европейским партнерам или, напротив, покупаете крупными партиями, однако — вот досада — периодически случаются возвраты небольшой части партии (реэкспорт).
А еще может быть переработка товара вне таможенной территории — это когда товар нужно обслужить на территории изготовителя и вернуть в РФ.
На самом деле могут быть еще и другие варианты, но мы остановимся на этих трех наиболее актуальных для России. Возможно, как-нибудь дойдем и до других.
При том что, на первый взгляд, поле для деятельности большое, предложений на рынке перевозок на услугу десятки, специалистов единицы, а как доходит до перевозки — так и вовсе хоть сам за руль садись. Чтобы обсудить детали, мы отправились к руководителю филиала "ТРАСКО" в Перми Денису Киве, и вот что он рассказал.
— Действительно, главные задачи, которые могут возникнуть при отправке на экспорт в составе сборного груза, именно такие: отправка грузов на стандартный экспорт (ЭК-10), в том случае если полная комплектная машина слишком накладна по стоимости, как и авиадоставка. Или второй вариант: если необходимо отправить сложный товар на обслуживание производителю за границу на ремонт/обслуживание и после вернуть — это таможенная процедура переработки вне таможенной территории. В этом случае тоже можно вывозить в составе сборного груза на экспорт без обеспечения таможенного транзита.
Но самый большой объем, безусловно, обеспечивает первый случай — стандартный экспорт. Он же конкурирует с большинством услуг по доставке — авиа и комплектными машинами, что намного быстрее, но существенно дороже. Самый близкий к этому сервису — 2- или 3-тонная комплектная машина. Например, мы тоже отправляем такие в Европу. Получается, такая перевозка не слишком дорогая, но быстрее "сборки" за счет того, что нет перегрузки груза на складах.
— И раз уж мы заговорили о стоимости. Из чего складывается цена доставки экспортного сборного груза для клиента?
— Тут есть несколько ключевых факторов.
Маршрут перевозки, данные по грузу (габариты, вес брутто каждого места), так как нужно рассчитать, сколько места груз займет в кузове автомобиля. Это самое очевидное.
Упаковка — европалеты, или нестандартные палеты, или ящики, или навал. Особое внимание следует уделять нестандартной деревянной упаковке (палеты, распорки и т. п.), поскольку в случае отсутствия на эти конструкции соответствующего международного фитосанитарного документа, скорее всего, возникнут серьезные проблемы при ввозе товара на инотерриторию (скажем, в Евросоюз). Было много случаев, когда таким образом упакованный/закрепленный товар иностранные таможенные службы просто разворачивали на границе Евросоюза, не давая транспортному средству доставить его по назначению.
Другие особенности груза — терморежим или класс опасности.
Также на стоимость перевозки будет влиять стоимость груза — не напрямую, но транспортировка дорогих грузов (дороже 30 000 и 200 000 евро) будет стоить дороже, чем недорогих.
— Один из самых сложных и обсуждаемых вопросов: как оформить экспорт? За этим, казалось бы, простым понятием может быть скрыто немало сложностей. На поверхности два очевидных варианта оформления товара и еще бесконечное множество способов сделать это с использованием услуг темных личностей и не очень прозрачных схем.
— Да, вы правы, есть два наиболее распространенных способа.
Самостоятельно — для этого необходимо составить и подать таможенную декларацию на товары (ДТ) на таможенный пост. После выпуска этой декларации таможенными органами можно отправлять груз на консолидированный склад компании-перевозчика и экспортировать.
Еще вариант — доверить таможенное оформление третьим лицам. Нам, например. Ведь "ТРАСКО" как таможенный представитель может оказывать услуги таможенного оформления груза не только импортного, но и экспортного. Мы рассказываем нашим клиентам обо всех особенностях документального оформления.
И тот, и другой вариант вполне приемлемы и могут быть рассмотрены в зависимости от потребностей грузоотправителя.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос о реэкспорте оборудования. Такая таможенная процедура достаточно сложна для оформления ввиду необходимости получения и оформления большого количества разрешительных документов:
- по сути, это груз под таможенным контролем, поэтому и покинуть территорию страны он тоже должен под таможенным контролем. Для этого у автомобиля должен быть допуск к перевозке грузов под таможенным контролем, то есть возможность пломбировки, или возможность пломбировки должна быть у груза;
- необходимо обеспечить процедуру таможенного транзита и оформить таможенную транзитную декларацию. Способов обеспечения таможенного транзита несколько. Самый популярный — таможенный перевозчик. Присутствие "ТРАСКО" в Реестре таможенных перевозчиков позволяет нам осуществлять и данный тип перевозок, но, к сожалению, пока только отдельными машинами в экспортном направлении (не в составе сборного груза).
— И все же если сравнивать эти два способа, какой из них выгоднее? Очевидно, что самостоятельное оформление дешевле, но трудозатратнее. Не получится ли так, что желание сэкономить выльется в чудовищные потери времени и нервов?
— Думаю, подход тут такой: если экспортер крупный и отгружает не менее трех грузов в неделю, то у него, скорее всего, есть штатные специалисты по таможенному оформлению, занимающиеся оформлением таких грузов, и нет смысла обращаться к таможенному представителю за этой услугой. Для него самостоятельное оформление выгоднее и по деньгам, и по времени. Другое дело, если экспортер начинающий или объемы небольшие, и тогда не очень разумно держать в штате такого специалиста, целесообразнее обратиться к третьим лицам.
И еще необходимо помнить о том, что при самостоятельном оформлении экспорта всегда есть риск досмотра груза. А ведь для этого необходимо будет доставить его на склад временного хранения, возможно, он даже будет опломбирован, что усложнит логистику груза и схему его доставки (а соответственно, и увеличит стоимость транспортировки). Проще говоря, если есть возможность, лучше доверить оформление оператору сборной линии на базовом терминале.
— Еще один спорный, но важный вопрос: как вернуть НДС экспортеру? Очевидно, что если экспортер оформляет груз самостоятельно, то проблем никаких. Ему просто необходимо оформить ДТ, конечно, от своего имени, прописать размер налога, который пойдет в зачет при очередном налоговом декларировании. А вот как вернуть его, если оформление идет через посредников, например "ТРАСКО"?
— Все точно так же. Так как мы не являемся экспортером (мы таможенный представитель экспортера), все документы оформляются на прямого экспортера под его прямой контракт, мы лишь выступаем его представителем в таможенных органах. Поэтому никакой разницы в возврате НДС не будет.
Другое дело, если вы решили воспользоваться услугами специальной компании, предоставляющей услуги по аутсорсингу ВЭД, которая, по сути, выкупает у вас груз и далее самостоятельно оформляет все дальнейшие процедуры. Но нужно помнить о том, что для того чтобы вернуть НДС, нужно заранее договориться о компенсации. Ведь в конечном итоге налог будет учтен в налоговой декларации компании, которая отправила груз на экспорт.
— Денис, но глядя на все эти не самые простые операции, особенности и телодвижения, возникает логичный вопрос: а зачем в принципе все это нужно? Почему покупатель сам не может доставлять купленные товары по принципу EXworks, проще говоря, самовывозом?
— В теории, конечно, может. Это не запрещено. Есть даже прецеденты и такие перевозки.
Но отметим, что в чистом виде самовывоз невозможен, потому что в классическом самовывозе продавец отдает товар, и далее его вывоз — забота покупателя. А реальность РФ такова, что это сделать почти нереально. Провести таможенное оформление товара на экспорт все равно придется продавцу.