Организация ночных доставок – это логичное решение в условиях постоянно растущего трафика на дорогах. Для Москвы особенно.
Направление очень перспективное, но есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать:
1. Если торговая точка находится в торговом центре, то администрация может устанавливать разрешенное время разгрузки, общее для всех поставщиков или различное для каждого грузополучателя.
2. В зависимости от особенностей зоны погрузо-разгрузочных работ может потребоваться установка дополнительного осветительного оборудования, а это дополнительные расходы.
3. Если торговая точка работает не в круглосуточном режиме, то вывод сотрудников специально для приемки ночных поставок – это существенная нагрузка на фонд оплаты труда, ведь в ночные часы установлены доплаты не менее 20%.
4. Для организаций торговли, расположенных в жилых домах и других сооружениях, существует целый ряд ограничений, связанных с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности людей.
Повезло тем компаниям, чьи торговые точки работают круглосуточно и расположены в отдельно стоящих зданиях – нужно только иметь хорошее освещение и согласовать удобное время доставки с транспортным отделом или с поставщиками/перевозчиками.
Безусловно, вывод водителей ночью также потребует дополнительных затрат, но с учетом отсутствия пробок время в пути и расход топлива существенно сократятся. А еще упростится процесс планирования маршрутов и точность попадания в необходимое временное окно доставки. Иногда случаются ошибки склада. И если при приеме поставки ночью обнаружится пересортица или недостача, то в течение утренних часов есть шанс организовать довоз критически важной продукции.
Количество точек, расстояния между ними, объем и частота необходимых поставок – все эти значения в совокупности влияют на принятие решение о выгодности перехода на ночные доставки в каждой конкретной организации.
Что является общим и единым для всех участников торговой деятельности, так это нормативная база. В связи с разгрузкой товара в ночное время вообще и во дворах жилых помещений в частности упоминаются следующие документы:
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 (ред. от 03.05.2007) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ» (вместе с «САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ТОРГОВЛИ И ОБОРОТУ В НИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ. САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.3.6.1066-01»)
2. Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2014 года №377-ПП «Об условиях производства разгрузочно-погрузочных работ в ночное время»
3. "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.3.5.021-94" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30.12.1994 N 14)
Существуют расхождения в понимании и толковании этих нормативных актов.
В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 отмечается, что завоз продукции в ночное время (с 23.00 до 7.00 часов) во встроенные и встроенно-пристроенные к жилым и другим зданиям организации торговли не производится.
СанПиН 2.3.5.021-94 прямо запрещает ночной завоз пищевых продуктов в предприятия продовольственной торговли, встроенные в жилые здания (п.3.5.18).
Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2014 года №377-ПП разрешает осуществлять погрузо-разгрузочные работы ночью, но с условиями: выключить фары, заглушить двигатель, применять специальное «нешумное» оборудование.
По результатам опроса участников Совета профессионалов по цепям поставок можно сделать вывод, что в организациях существует различная практика: либо ночные доставки не осуществляются, либо они есть и производятся в соответствии с Постановлением Правительства Москвы. Из-за жалоб жильцов от ночных доставок никто из участников опроса не отказывался.
А между прочим, судебная практика показывает, что недовольные жильцы могут инициировать проверки и судебные тяжбы.
Так на какой документ ориентироваться?
Давайте разберемся с каждым нормативным актом отдельно.
СанПиН 2.3.5.021-94 утратил силу, вместо него действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23. Осталось два документа.
Так как условия производства погрузо-разгрузочных работ не относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то субъект РФ (город Москва в данном случае) может принимать нормативно-правовые акты по данной тематике самостоятельно (ст. 76 Конституции РФ). И в случае противоречия такого местного акта федеральному, будет действовать нормативно-правовой акт субъекта. Поэтому Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2014 года №377-ПП при организации ночных доставок в Москве будет иметь большую юридическую силу, чем Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23.
Получается, что в остальных субъектах Российской Федерации (при отсутствии местных нормативно-правовых актов) ориентироваться нужно на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23, поэтому с организацией ночных доставок могут возникнуть сложности, о чем свидетельствует и судебная практика.
Анна Пушина, эксперт Совета профессионалов по цепям поставок