Рынок транспортной логистики постепенно выходит из «серой» зоны

Портрет эксперта в сфере транспортной логистики в офисе; комментарий о маркировке товаров и усилении контроля на рынке.

Распространение «серых» схем на рынке транспортно-логистических услуг, во многом обусловленное масштабными экономическими санкциями против России и усложнением цепочек поставок, нарушает принципы легальности и прозрачности в отрасли и ведет к неравной конкуренции. В 2025 году тенденция к «обелению» рынка заметно усилилась. Подробнее об этом рассказывает Марина Казакова, коммерческий директор АО «Юнитрейд».

Государство планомерно ужесточает контроль и повышает требования к официальному оформлению товаров и перевозок. Игрокам, использующим неофициальные схемы, такая политика значительно усложнила реализацию «серого» импорта на российском рынке. В то же время для компаний, работающих в правовом поле, это создает возможности для увеличения числа клиентов и наращивания прибыли.

Данная тенденция в первую очередь связана с поэтапным введением правительством комплекса мер, направленных на снижение незаконного оборота ввезенной продукции. В частности, в этом году расширяется использование системы обязательной маркировки, с сентября вводится усиленный контроль за разрешительной документацией на обувь, духи, туалетную воду, шины и упакованную воду.

Несмотря на то, что маркировка обуви действует с 2020 года, незаконный оборот этих товаров сохраняется на высоком уровне. В связи с этим вводятся дополнительные меры, которые позволят оператору информационной системы мониторинга отказывать в маркировке товаров в случае предоставления недействительных, выданных с нарушениями или не соответствующих маркировке разрешительных документов.

Кроме того, до конца года планируются законодательные изменения, повышающие эффективность контроля за выполнением обязательных требований техрегламентов. Будет установлен порядок выявления продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии. Также планируется предусмотреть возможность признания недействительными сертификатов и деклараций, выданных в других странах ЕАЭС с нарушениями, с последующим изъятием и приостановкой выпуска в обращение ввезенной продукции. Для примера: по данным ФТС России, в 2024 году сертификаты и декларации, оформленные в Киргизии, использовались для ввоза товаров в Россию в 280 тыс. случаев, что в 10 раз больше, чем в 2020 году (2,8 тыс. случаев).

В июле 2025 года принят закон, обязывающий маркетплейсы указывать в карточках товаров сведения о маркировке, декларациях и сертификатах — без них товар не сможет быть размещен для продажи. Таким образом, в ближайшей перспективе реализация товаров, ввезенных по «серым» схемам, станет практически невозможна. В настоящее время, согласно открытым данным, доля поддельной продукции на маркетплейсах по некоторым категориям превышает 40%.

С учётом всех принятых и планируемых мер, можно прогнозировать, что к 2027 году около 90% рынка грузоперевозок перейдет в «белую» зону.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости