Существует представление, что морем осуществлять транспортировку грузов выгодно исключительно на дальние расстояния. Однако, в последнее время набирают популярность так называемые короткие морские перевозки – Short Sea, когда из Европы в Россию товары доставляют морcким путем. В чем преимущества такого рода логистики и есть ли у нее существенные риски?
Рост объемов так называемых коротких морских перевозок – один из самых ярких трендов российского логистического бизнеса. Еще недавно к транспортировкам по морю на относительно близкие расстояния участники рынка относились с недоверием.
Взять, к примеру, грузооборот России с европейскими странами. Казалось бы, Европа находится у России под боком, здесь не так много морских путей и, вроде бы, возить товары из европейских стран в РФ выгоднее наземным транспортом. Однако, это не так. В последнее время морские перевозки играют все более значимую роль в грузообороте России и европейских стран.
По данным компании «Евростат», если в 2009 году из стран Евросоюза в Россию было доставлено 5,1 млн. тонн грузов, то по итогам 2011 года этот объем увеличился более, чем в 2 раза – до 10,3 млн. тонн. При этом разрыв перевозок морем и автотранспортом существенно сократился: если в 2009 году на 1 тонну груза доставленную из ЕС в Россию автотранспортом приходилась 1 тонна груза пришедшая и Европы в РФ морским путем, то в 2011 году на 3 тонны автомобильных перевозок уже приходилось 2 тонны морских. В чем же причина роста популярности перевозок по «короткому морю»?
Короткие перевозки морем или так называемые перевозки Short Sea обычно относятся к так называемым интермодальным контейнерным перевозкам. Осуществляются они как правило вот по какой схеме: европейский отправитель пакует свою продукцию в контейнер и на автомобильном или железнодорожном транспорте везет ее до ближайшего порта. Далее осуществляется морская перевозка до Санкт-Петербурга, либо до транзитных стран с Россией (таких как Финляндия). После этого снова в том же контейнере наземным транспортом груз доставляется заказчику.
У клиентов в России существует определенный стереотип, что перевозить автотранспортом быстрее, надежнее и проще. Однако, несмотря на сложность организации, на мой взгляд, у перевозок Short Sea, по сравнению со стандартной автомобильной транспортировкой из ЕС в РФ, есть ряд бесспорных преимуществ.
Выделю пять из них. Во-первых, это - цена. Перевозки Short Sea из стран Западной, Северной и части Южной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Италия, Дания, Швеция, Норвегия) значительно дешевле автотранспортных. Разница в цене может составлять 30 или даже 40%. Впрочем, следует признать, что из Восточной Европы цена морских перевозок может быть сопоставима с автомобильными.
Во-вторых, это - стабильность тарифов. Важной чертой интермодальных контейнерных перевозок является тот факт, что они в отличии от тех же автомобильных перевозок не подвержены всплескам сезонности. Тарифы можно фиксировать на полгода и даже более, и таким образом иметь прогнозируемую себестоимость. В нашей практике бывали случаи фиксации тарифов на срок более чем на год. Конечно, колебания морских тарифов случаются, чаще всего это обусловлено изменением стоимости нефти, но влияние остаётся несущественным. Ставка за год может увеличиться максимум на 7-10 процентов и без резких скачков.
Стоит отметить, что ни одна судоходная линия, оперирующая в Европе, не повышает тарифы мгновенно в зависимости от спроса на рынке. Поэтому вне зависимости от срока фиксации, тарифы остаются рыночными. Немаловажен и тот факт, что более или менее стабильными остаются наземные перевозки по Европе (с места погрузки до порта отправления) и внутри страны (из порта доставки до места разгрузки).
В автоперевозках ситуация отличается кардинально. В построении тарифов перевозчик ориентируется на рынок. Повышение стоимости автоперевозок в пиковый сезон не обязательно связано с ростом цен на топливо. Соотношение высокого спроса и ограниченного предложения на рынке также может привести к двух- и даже трехкратному увеличению цен! И факторов, которые дестабилизируют тарифы, очень много.
Третье весомое преимущество перевозок ShortSea – это их доступность. Есть такое понятие – capacity, что в данном случае означает возможность экспедитора или перевозчика подать требуемое количество контейнеров или автотранспорта под загрузку в нужный день по определённому расписанию завода или отправителя. При использовании автомобильных перевозок нередки случаи нехватки необходимого количества машин в нужном месте. Так, если владелец подвижного состава не располагает машинами в обозначенном регионе, то и гнать пустые машины туда часто невыгодно. То есть автоперевозчик ориентируется на место и дату погрузки, отслеживая местонахождение своих машин, и часто отказывает в перевозках из неудобных для него регионов.
В контейнерных перевозках из Европы понятия «пик сезона» не существует в принципе. Порожние контейнеры, которые подаются под загрузку в Европе, имеются в наличии в морских портах в стоках судоходных линий. Таким образом, можно рассчитывать на любое количество отгрузок. То есть перевозка Short Sea может стать оптимальным, а иногда и единственным решением для транспортировки крупных партий грузов.
Четвертый плюс перевозок по «короткому морю» - это их сохранность. Как известно, при контейнерных перевозках к грузу нет прямого доступа. Он перевозится в металлическом контейнере, поэтому вероятность повреждения или воровства сводится к минимуму -- повреждение груза может случиться только при перегрузке контейнера в портах. А вот при перевозке автомобилем в России, к сожалению, всё чаще бывают случаи, когда груз крадут во время стоянки, разрезая тент. Конечно, возможны перевозки автотранспортом в контейнерах, однако такие случаи единичны, поскольку контейнер является собственностью судоходной линии, а не автоперевозчика, который в таких случаях должен этот контейнер выкупать.
Наконец, пятым преимуществом коротких морских перевозок можно назвать оформление документации. В процессе перевозки Short Sea из Европы не требуется сразу оформление полной документации на Россию. К примеру, от места загрузки в Европе до порта в Европе груз идёт по внутренней накладной. Дальше – до порта Котка или Санкт-Петербурга морем – по так называемому коносаменту и судовому манифесту. И только к дате прибытия в порт доставки, требуется подготовить документы для перевозки в Россию. В автоперевозках все документы, как правило, должны быть готовы уже в день погрузки.
Ну а что же можно сказать про недостатки и риски перевозок «коротким морем»? Фактически, единственный недостаток такого рода логистика – это увеличенный срок доставки груза. Действительно, во время перевозок Short Sea контейнеры несколько раз перегружаются, и это иногда может приводить к увеличению транзитного времени и возникновению задержки в перевозке груза. На это могут повлиять такие факторы, как дефицит автомашин или их несвоевременная подача для вывоза контейнера из порта доставки. Часто говорят о неприспособленности портовых терминалов к развитию такого вида перевозок. Я считаю, что речь идет скорее о форс-мажорных обстоятельствах ввиду определенных погодных условий. Примером может служить ситуация двухлетней давности в порте Санкт-Петербурга, который замерз и простоял два месяца. К сожалению, от таких обстоятельств никто не застрахован.
Некоторые критики указывают на такие проблемы, как задержки на таможне, особенно в российских портах. Но от проблем, связанных с таможней, не застрахован любой способ доставки груза, вне зависимости от вида транспорта. Как мы знаем, причиной таких задержек может стать несоответствие реального груза с тем, что указано в документах отправителя. Это и выливается в несоблюдение сроков транспортировки груза в целом.
Таким образом, говорить о существенной разнице в сроках доставки автомобильным транспортом и «коротким морем» я бы не стал. В реальной практике разница транзитного времени в пути в большинстве случаев не превышает двух-четырёх дней. Да, возможен форс-мажор, но он возможен в любом виде транспортировки. И сегодня клиенты готовы простить задержку в пару дней и получить гораздо более привлекательную цену, а также другие упомянутые выше преимущества, доставляя свой груз способом Short Sea. Мы считаем, что этот вид транспортировки в грузообороте между Россией и Европой может в ближайшие годы обогнать по популярности ранее доминировавший автомобильный транспорт.
Андрей Шабардин, директор по морским, авиа- и железнодорожным перевозкам компании Itella
Статья переработана и подготовлена специально для отраслевого портала "Логистика"