Кризис в Красном море продолжает набирать обороты, торговый маршрут между Европой и Азией через Суэцкий канал заблокирован. Мнением о том, как это отражается на российской внешней торговле и какие убытки несут владельцы грузов, делится директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
Доля морских грузоперевозок через Суэцкий канал составляет около 10% всего объема импорта России. Поставляются в основном потребительские товары, запчасти и оборудование. Торговые партнеры — все страны Юго-Восточной Азии и Индия.
Ситуация в Красном море крайне серьезная, все морские линии уведомили своих клиентов о сборе за военные риски, размер которого зависит от порта прибытия. В среднем он может составлять 1,5-1,6 млн долларов США. Например, для порта прибытия Новороссийск сбор за военные риски на один 40-футовый стандартный High Cube контейнер колеблется от 600 до 1 тыс. долларов. Это, соответственно, идет плюсом к морской ставке за транспортировку. Если порт прибытия Санкт-Петербург, размер сбора морских линий составит 1,5-1,7 тыс. долларов на один морской контейнер.
Сейчас практически все контейнерные суда идут в обход Суэцкого канала. Альтернативные маршруты из портов Юго-Восточной Азии в порт Санкт—Петербург идут в направлении Шри-Ланки с поворотом на мыс Доброй Надежды в обход всей Африки. По самым скромным подсчетам, стоимость обходных маршрутов для среднего контейнерного судна повысилась на 1,6-1,7 млн долларов без учета внутрипортового перемещения и страхования груза. Соответственно, ставка фрахта для грузовладельцев возросла минимум на 600 долларов за один морской контейнер. Например, чистый морской фрахт одного 40-футового контейнера на маршруте из китайского порта Нинбо в Санкт-Петербург увеличился с 4000 долларов в декабре до 4600 долларов в январе, а с февраля составит уже 5150 долларов. При этом в ноябре, до начала кризиса в Красном море, ставка составляла 3600 долларов. И рост стоимости продолжается. Средний срок доставки из портов южного Китая до северной Европы и Санкт-Петербурга вырос с 30 до минимум 37 дней.
На данный момент все дополнительные издержки несут грузовладельцы. Конечно, все это будет заложено в стоимость товаров на полках магазинов.