
Российский рынок экспресс-доставки демонстрирует рекордный рост — но вместе с ним накапливаются и системные дисбалансы. Как пишут «Ведомости», по итогам 2024 года совокупная выручка 50 крупнейших компаний отрасли достигла 470 млрд рублей — на 60% выше, чем годом ранее. Однако параллельно растет и убыточность сегмента: рентабельность падает, а зарплаты курьеров перестали успевать за средним уровнем по стране.
Структурный рост на фоне цифровизации торговли
В период с 2020 по 2024 год выручка лидеров рынка увеличилась почти в 10 раз: с 50 млрд до 470 млрд рублей. Основной драйвер — стремительный рост e-commerce. По оценкам Businesstat, количество доставок выросло с 513 млн до 751 млн — почти в 1,5 раза за тот же период. Две трети всех отправлений приходятся на интернет-магазины.
Дополнительными факторами стали:
-
расширение географии доставки и проникновение в регионы;
-
рост конкуренции за скорость и качество сервиса;
-
агрессивные инвестиции в ИТ и логистическую инфраструктуру.
Крупнейшие сервисы принадлежат экосистемам маркетплейсов и IT-гигантов: «Яндекс Лавка», «Яндекс Еда», «Яндекс Доставка» совокупно заработали 252 млрд рублей, но при этом показали 6 млрд рублей убытка (по РСБУ). Лидер вне IT-сектора — СДЭК, увеличивший выручку почти втрое — до 42 млрд рублей.
График: Рост выручки компаний экспресс-доставки в России (2020–2024)

Выручка крупнейших игроков демонстрирует устойчивую восходящую динамику. Однако эта экспансия всё чаще сопровождается снижением рентабельности и структурными издержками.
Экспансия без прибыли: рост выручки не означает устойчивость
Несмотря на рост оборотов, средняя убыточность сектора достигла 11% (по данным Росстата). Для сравнения: в 2023 году она была положительной — 1,4%. В Москве показатель вырос с 7% до 36%. Основные причины:
-
демпинг и маркетинговые промо;
-
инвестиции в дарксторы и расширение парка;
-
рост затрат на оплату труда, связь, питание, аренду.
Участники отрасли переходят от фазы масштабирования к задаче повышения эффективности. Ожидается, что с 2025 года акцент сместится с экспансии на удержание доли рынка и оптимизацию расходов.
Курьеры: от переизбытка — к дефициту кадров
Если в 2021 году на одну вакансию курьера приходилось до 30 резюме, то к концу 2024 года — уже 6–7. Общее число занятых в сегменте достигло 1 млн человек. Однако нехватка курьеров сохраняется, особенно в крупных городах.
Основные причины:
-
демографическая яма;
-
усиление регулирования трудовой миграции;
-
сезонные пики спроса на доставку.
Смещение фокуса происходит в сторону качества: компании ищут курьеров с опытом, знанием логистики, навыками клиентского сервиса. Премиум-доставка в отдельных сегментах (фармацевтика, техника) требует более квалифицированных кадров.
Зарплаты: рост прекратился, расслоение усилилось
Доходы курьеров сначала догнали, а затем вновь начали отставать от среднероссийского уровня. Если в 2022 году доход превышал среднее по стране, то к 2024 году — опустился до 77% от этого значения.
-
В Москве средняя зарплата курьера — 103 000 руб., но это только 53% от средней зарплаты в столице.
-
Для курьеров с автомобилем ставки выше на 41%, чем для пеших.
-
Те, кто работает более 30 часов в неделю, зарабатывают до 150 000 руб., но таких — лишь 15%.
Рост доходов сдерживается общим снижением маржи, а также высокими затратами на логистику. Компании ищут баланс между удержанием кадров и экономией.
Что дальше: зрелость рынка и смена приоритетов
По прогнозу Mordor Intelligence, объем российского рынка экспресс-доставки вырастет с $3,1 млрд в 2024 до $3,8 млрд к 2030 году. Это соответствует CAGR на уровне 3,2% — в разы ниже темпов предыдущих лет.
Сегмент входит в фазу зрелости. Приоритет смещается на:
-
оптимизацию логистических цепочек,
-
снижение операционных затрат,
-
удержание персонала и развитие клиентского сервиса.
Инфраструктурные и кадровые вызовы становятся определяющими для стратегии роста.