Логистика импорта алкоголя в реалиях 2019 года

Объемы импорта алкоголя в Россию уверенно увеличивались несколько последних лет. Одновременно с этим росла технологическая сложность обеспечения процесса импорта – маркировка и этикетирование в соответствии с требованиями ЕАЭС, оклейка акцизными марками с внедрением помарочного учета, и все это на фоне дефицита транспорта после последней волны кризиса и недостатка польских разрешений на транзитные перевозки в пиковый предновогодний период.

Как сегодня выглядит логистическое обеспечение импорта алкогольной продукции и к чему готовиться заказчикам грузоперевозок алкоголя – интервью с руководителем Отдела перевозок алкогольной продукции ГК TELS Татьяной Чуклеевой.

 

 

О ПРОВОЗНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И СКЛАДАХ ОБРАБОТКИ

Татьяна, по моим субъективным ощущениям импорт алкогольной продукции сегодня – это один из самых технологически сложных видов комплектных грузоперевозок. Нужен соответствующий транспорт, подходящий склад для маркировки, большой объем складских работ по обработке груза. Мои ощущения соответствуют действительности?

В отношении перевозок вина и крепких алкогольных напитков – полностью соответствуют. Перевозки пива и других слабоалкогольных напитков организовать значительно легче, поскольку это не подакцизный товар – здесь требуется только наличие этикеток на русском языке. Вино же самый сложный продукт для организации импорта, поскольку требуется оклейка акцизными марками, регистрация всех бутылок поштучно в системе ЕГАИС (так называемый «помарочный учет»), и транспортировка должна осуществляться при температуре 10-15 градусов, то есть в рефрижераторном транспорте. Для крепких алкогольных напитков условия хранения и транспортировки менее жесткие, но требуется большая сумма страхового и гарантийного обеспечения.

В 2017 году был очень сильный дефицит транспорта на фоне бурного посткризисного роста спроса на услуги. В 2018 году предложение транспорта еще не достигло докризисного уровня. Какое сейчас положение дел с провозными возможностями для организации перевозок алкоголя?

Во второй половине 2018 года предложение транспорта на рынке заметно выросло. Под данным аналитического агентства TIM Consult, за третий квартал 2018 года предложение доступного транспорта на европейском рынке выросло на 15,8% по сравнению с предыдущим кварталом и на 20,4% по сравнению с третьим кварталом 2017 года.

Насколько мне известно, найти прямой транспорт из дальних регионов Европы в Россию по-прежнему непростая задача, но в отношении перевозок алкоголя она уже снята с повестки. В силу всех требований по маркировке и помарочному учету товар от поставщика сначала транспортируется на склад в приграничье с ЕАЭС – в Польшу, Литву, Беларусь, где проходит обработку для дальнейшего импорта в ЕАЭС. Получается два плеча перевозки – до склада и после склада. Найти перевозчиков на каждое плечо нам не составляет большого труда. При такой вариативности схем доставки дефицит разрешений, например, польских, для нас не является препятствием. Гораздо больших усилий требует организация этапа складской обработки груза.

В чем сложности работы со складами?

«Идеальный» для нас склад должен соответствовать следующим характеристикам:

  • обладать лицензией на оклейку алкоголя акцизными марками;
  • соответствовать требованиям по обеспечению температурного режима;
  • быть современным и технологичным, с высоким уровнем сервиса;
  • обеспечивать быструю и качественную маркировку груза (а где-то с марта-апреля, когда у всех закончатся старые акцизные марки, начнется уже обязательный процесс помарочного учета);
  • предлагать выгодные условия сотрудничества.

К сожалению, такого склада мы еще не видели. Например, склады в Прибалтике на сегодняшний день опытнее в части складской обработки подакцизных товаров, однако они неохотно переходят на новые схемы, и работают по весьма высоким тарифам. А также сильно отстают по технологичности и современности. Настолько отстают, что один наш заказчик, побывав на таком складе, попросил, по возможности, не использовать его в дальнейшем. Польские склады высокотехнологичны, но дороже, и периодически возникают ограничения при перевозке на втором плече из-за дефицита польских разрешений у российских и белорусских перевозчиков (польские перевозчики намного дороже). Склад в Беларуси достаточно технологичен и с хорошим сервисом, но тоже стремится увеличить стоимость при растущем спросе на данную услугу.

Внедрение помарочного учета – это отдельная большая история. Сначала его планировали ввести с июля 2018 года, потом обязательное использование отложили до конца года, чтобы все участники рынка смогли в тестовом режиме отработать технологию. С некоторыми нашими заказчиками и некоторыми складами мы эту технологию отработали, но оказалось, что с октября вводятся акцизные марки нового образца, и всю технологическую цепочку надо перенастраивать.

О ПОМАРОЧНОМ УЧЕТЕ

Можно подробнее рассказать о помарочном учете? В чем здесь проблема, насколько это усложняет или тормозит процесс организации импорта?

Если описывать процесс маркировки и регистрации алкогольной продукции в системе ЕГАИС в общем, без тонких подробностей, он выглядит примерно так:

  1. Прибывшие на склад коробки с алкогольной продукцией вскрываются, из них достаются бутылки.
  2. Подготовленные для их оклейки акцизные марки сканируются специальным устройством, информация передается на сервер.
  3. На основании этих данных сервер генерирует стикер со штрих-кодом, в котором закодирована информация о всех бутылках (акцизных марках) в этой конкретной коробке. Стикер выводится на печать.
  4. Бутылки оклеиваются акцизными марками, вкладываются в коробку, на коробку наклеивается соответствующий стикер.
  5. Далее система формирует стикер на каждую паллету, в нем закодирована информация о всех коробках на этой паллете.
  6. Коробки упаковываются на паллеты, наклеивается стикер.

В нюансах и последовательности рабочих операций этот процесс может немного различаться, но важно добиться, чтобы:

  • вся информация после сканирования марок корректно поступала в аппаратно-программный комплекс;
  • аппаратно-программный комплекс корректно генерировал стикеры и выводил их на печать;
  • работник склада точно и качественно выполнил свою работу по оклейке марками и стикерами, без ошибок;
  • вся эта информация о продукции корректно передавалась в систему ЕГАИС, которая в дальнейшем будет контролировать движение каждой бутылки до ее реализации.

Представьте, одна фура – это до 18 тысяч бутылок. На оклейку может стоять несколько десятков фур. То есть, 300-400 тысяч номеров акцизов должны свестись в одну таблицу без ошибок и задвоений, на каждую коробку и паллету должен сформироваться точный и хорошо сканируемый стикер. Каждый оклеенная бутылка должна точно попасть в свою коробку и на свою паллету. Отладка этого процесса требует немало времени и усилий.

Сколько примерно времени занимает отладка такой системы до безошибочной эксплуатации?

Полная отладка технологии с нуля по всей цепочке до момента, когда уже все работает «как часы», занимает около двух месяцев. Перенастроить систему, встроить в нее нового участника или повторить технологию на новом складе занимает значительно меньше времени – примерно пару недель.

То есть, если склад только начнет налаживать эту систему без помощи логистического провайдера с опытом работы с этой технологией – это может занять два месяца?

Два месяца – это минимум. Может, больше. Поэтому импортерам алкоголя, если они еще не работают с помарочным учетом, лучше выбирать в дальнейшем подрядчика, уже работающего с отлаженной системой регистрации в ЕГАИС.

И чем грозят ошибки в помарочном учете для клиента?

Если оптовик отгрузит продукцию, где на бутылках будут не те акцизные марки, которые должны быть в этой коробке, магазин пробьет эту реальную бутылку на кассе, ЕГАИС обнаружит несоответствие, бутылка заблокируется, а магазину придет штраф за «нелегальный оборот продукции» - от 100 до 150 тыс. рублей. Крупные торговые сети не могут при приемке проверить все бутылки поштучно, товар принимается упаковками, а ответственность за ошибки часто перекладывается договором на поставщика. Поэтому крайне важно, чтобы нужная бутылка пошла в нужную коробку, а коробка – на свою паллету.

О СХЕМАХ ДОСТАВКИ И ВЫГОДЕ

Вернемся к теме работы со складами. Вы сказали об использовании склада в Беларуси, но, насколько я знаю, это что-то не типичное для рынка импорта из ЕС. Обычно на этом направлении используются склады в странах ЕС – с ними проще работать с точки зрения законодательства. Почему вы начали использовать белорусский склад?

Этот склад нам подходит по технологическим характеристикам и сервису, мы отладили с ним технологию помарочного учета, и уровень цен у него выгодный для нас (пока, по крайней мере). Со складами в Беларуси действительно больше бюрократических сложностей, но при работе с комплектными грузами они не критичны, мы с ними уже научились справляться.

Такая схема экономически выгодна и нам и клиенту, хотя согласие на использование этого варианта в первый раз клиент дает обычно не охотно. Поставщики привыкли работать внутри ЕС – отгружают товар до Польши или Прибалтики, для этого оформляются внутренние документы Евросоюза. Дальше, склад открывает уже экспортную декларацию из ЕС.

Схема с белорусским складом является для поставщика сразу экспортом из ЕС. Мы сами решаем вопрос с экспортной декларацией, поставщику нужно лишь немного по-другому оформить отгрузочные документы и выписать доверенность экспедитору на открытие экспортной декларации. Это непривычная схема, на которую клиенты и поставщики соглашаются не сразу. Но после первой доставки схема уже становится привычной и начинает нравится клиенту, поскольку позволяет снизить логистические затраты.

Насколько сильно такая схема снижает затраты?

Существенно для того, чтобы это стало интересно клиенту. Особенно, если речь идет о больших объемах перевозок. Помимо затрат на обработку груза, часто приходится нести незапланированные расходы по хранению продукции. Бывает, продукция уже прибыла на склад, а у заказчика закончились акцизные марки в этом квартале – иногда месяцами товар может стоять на складе в ожидании новой партии марок.

И заказчик легко соглашается нести такие дополнительные затраты?

Практика рынка импорта алкоголя сложилась таким образом, что условие бесплатного хранения продукции на складе до 30 дней является фактически стандартным требованием со стороны клиента. Кто-то пытается требовать и больше. Стандартные предложения складов по бесплатному хранения – 15 дней, иногда удается договориться на больше. Таким образом, разницу в сроках бесплатного хранения между условиями склада и условиями заказчика покрывает экспедитор.

И заказчики это знают?

А это даже не важно – знают они или нет. Практика договоренностей между логистическим подрядчиком и импортером алкоголя на этом рынке достаточно проста. Позиция заказчика: «Я вожу сейчас вот на таких условиях. Если предложите на N-ное количество процентов ниже за тот же «пакет», готов рассмотреть ваше предложение». Остальное – наше дело, как мы оптимизируем процессы для получения своего профита.

Такое же простое отношения у клиентов и к срокам перевозки. Пятница, 31 машина еще не доехала до склада, а заказчик хочет, чтобы в понедельник это вино уже прошло таможенную очистку, во вторник – вышло в торговую сеть. Технологические сроки обработки груза, стоимость дополнительных рабочих бригад на выходные дни – это как бы «за скобками». По мере возможности стараемся, конечно, удовлетворять пожелания.

Нам постоянно приходится работать с приоритетами. Нюанс здесь в том, что наши клиенты выкупают у торговых сетей полки в магазинах для своей продукции, и они обязаны держать эти полки заполненными, иначе сеть может их забрать и передать другим – их конкурентам. Конечно же, при возникновении таких рисков для бизнеса наших клиентов, мы в первую очередь ускоренно отрабатываем с их грузами.

На рынке импортных перевозок алкоголя не много заказчиков – в России их не более 50, поэтому логистическому провайдеру, если он хочет работать на этом рынке, приходится стараться удовлетворить каждого своего клиента. Стремимся максимально упрощать для клиента работу с нами, брать на себя решение разных вопросов, вплоть до организации печати этикеток для оклейки продукции.

О СОХРАННОСТИ

Какие еще компетенции требуются от логистического провайдера на рынке импорта алкогольной продукции?

При работе с вином логистический подрядчик должен уметь контролировать качество продукта. Обычно это делается по поручению клиента выборочным контролем какой-то части груза. Качественный, не испорченный продукт не должен содержать осадка – это проверяется с помощью специальных световых устройств.

Хотя иногда наличие осадка обусловлено сортом вина – молодое нефильтрованное вино выделяет «винный камень», это технологически допустимый эффект. На просвет он выглядит как осадок, из-за чего покупатель может выставить претензию магазину, а магазин – поставщику. При поставках такого вина мы предлагаем своим клиентам использовать дополнительный стикер на этикетку, на котором будет указано, что данный сорт вина допускает образование винного камня – для информирования покупателя и снятия возможных будущих претензий.

При перевозки пива из некоторых стран Европы приходится дополнительно заботиться о сохранности груза. Если упаковка недостаточна для сохранности, работаем с заказчиками и поставщиками по корректировке этой ситуации. Иногда удается скорректировать, иногда – нет. Например, один поставщик из Бельгии упаковывают свою продукцию только в тонкую пленку, грузит ее в таком виде на паллеты – даже по европейским дорогам она редко доезжает без потерь. Однажды наш водитель даже снял видео внутри полуприцепа – как эти паллеты ерзают при малейших маневрах, но и это не помогло убедить поставщика укрепить упаковку. Нам остается только доступными средствами минимизировать потери на этапе до склада, а со склада мы уже упаковываем сами.

А вот в Германии практически все производители пива хорошо упаковывают свой товар для транспортировки. С английским пивом тоже не возникает таких проблем, хотя там есть другие сложности – их пивные банки труднее стикеровать.

***

Импорт алкогольной продукции в Российскую Федерацию последние годы рос стремительными темпами. В 2017 году, по данным ФТС, было ввезено 244,4 млн литров вина – это почти на 40% больше, чем в 2016 году. В Национальном союзе защиты прав потребителей сообщили, что в январе-ноябре 2018 года объём розничных продаж алкоголя, за исключением пива, сидра, пуаре и медовухи, составил 183,9 млн декалитров – на 9,5% больше, чем за 11 месяцев 2017 года. Доля импортного вина в этих объемах существенно выросла.

Рынок импорта алкогольной продукции в Россию пока очень динамичный, и свой сегмент российских потребителей он не потеряет даже при ухудшающихся экономических условиях.

С экспертом беседовал Александр Жикин

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости