«На государство надейся, а сам не плошай». Именно под таким девизом сейчас выстраивается бизнес многих компаний в связи с эпидемиологической ситуацией и глобальным кризисом. Спросим у первого лица, есть ли какая-либо поддержка от государства сегодня, и какие меры поддержки нужны бизнесу.
На данный момент в России предприятиям, которые пострадали от введенных из-за вируса ограничений, предоставят отсрочку в течение шести месяцев по уплате всех налогов (кроме НДС), по кредитным платежам, а также по арендным платежам за использование не только государственного, но и коммерческого имущества. Но такие меры помогут, к сожалению, не всем.
«Наш бизнес не получит какой-либо помощи от государства. У нашей организации нет кредитов, офис находится в собственности, соответственно аренду платить нет необходимости. Надеяться остаётся только на то, что объемы поставок не снизятся до такой степени, что придётся оптимизировать расходы на сотрудников», – комментирует Денис Бобраков, руководитель представительства АСЕХ в Новороссийске.
«В любом случае предлагаемые государством отсрочки платежей — не выход из положения, так как любая отсрочка подразумевает дополнительные расходы за ее предоставление», – уверен Андрей Смирнов, генеральный директор АТЛ, АСЕХ в Самарской и Ульяновской областях.
Многие компании сейчас балансируют «на грани» и надеются, что в течение апреля снимут большую часть ограничений, курс стабилизируется, появится возможность продолжать работу в обычном режиме. Но сильно рассчитывать на это не приходится, ведь, по словам медико-биологических экспертов, пик эпидемии в России еще только наступит.
Алексей Липатов, руководитель департамента мультимодальных перевозок, АСЕХ в Москве считает, что государство может поддержать бизнес только налоговыми каникулами или послаблениями. Но эти меры, скорее всего, введутся для очень узкого списка компаний.
Логистика входит в те сферы, которые больше всего пострадали от коронавирусной инфекции. Правительство уже рассматривает список мер, чтобы протянуть «руку помощи» перевозчикам.
«Государство должно помочь, в первую очередь, импортерам. Ввести низкопроцентные кредиты или кредитные каникулы, снизить пошлины на товары, которые слабо производятся в РФ, снизить количество проверок государственными службами на ближайший год, сократить налогообложение», - комментирует Денис Бобраков.
Из-за того, что многие производители приостановили свою деятельность, обороты логистических компаний также уменьшились.
ЖД
Олег Дегтярев, генеральный директор РусТранс, АСЕХ в Москве: «Стимулировать необходимо именно производителей. Если они будут функционировать, работать в нормальном режиме, то и мы будем, так как мы напрямую зависим от них. Также на сегодняшний день уместно введение государственных гарантий для компании. Например, если компания исправно и своевременно оплачивала налоги, то государство могло бы стать поручителем этой компании перед банками. Оно помогло бы получить кредит под оборотные средства или под другую необходимость. Сейчас многие компании не могут взять кредит, им отказывают банки».
авто
Но не все так печально. Существует перечень тех организаций, чья непрерывная деятельность не может быть остановлена. Так, например, партнерами Агентства Таможенной Логистики являются те, кто профессионально занимается производством и оптовой торговлей товарами промышленного назначения. Большинство из них по-прежнему выполняют все свои обязательства, платежи проходят по графику. «Именно под них мы стараемся адаптировать свои сервисы. Например, если осуществление международной автоперевозки затруднительно из-за роста ее стоимости или препятствий при прохождении границ, мы изменяем логистику на мультимодальную и при сохранении прежнего бюджета обеспечиваем доставку комплектных грузов на территорию России морем», — комментирует Андрей Смирнов.
В Азербайджане ситуация складывается не лучше, чем в РФ: необоснованный рост цен, подпольные продажи и большой процент безработных людей, которой с каждым днём увеличивается.
Екатерина Крепкова, операционный менеджер AG Global Logistic, АСЕХ в Баку: «Со стороны государства происходят попытки оказания помощи гражданам, но так как нет четкой системы и организованности, изменений в лучшую сторону не наблюдается».
Для бывших союзных стран, ближайших соседей России в Европе ситуация выглядит гораздо лучше. Для компаний, испытывающих трудности, государство ввело некоторые меры поддержки. Например, компенсация заработной платы. Размер компенсации в Эстонии составляет 70% от средней заработной платы работника (но не больше 1000 евро).
Александр Ковалев, менеджер по работе с клиентами, ACEX в Таллине: «Власти просят компании по возможности работать из дома. На перевозки сильно влияет закрытие некоторых заводов в Европе, повышение ставок на авиаперевозки, вследствие чего некоторые поставки откладываются. В таком случае государство предусматривает компенсацию. Она выплачивается, когда работодатель находится в ситуации, которая соответствует по крайне мере двум условиям из трех:
- оборот или доход работодателя в текущем месяце снизился не меньше чем на 30% по сравнению с оборотом или доходом того же месяца прошлого года;
- работодатель не может дать работу в согласованном объеме 30% работников;
- работодатель снизил заработную плату 30% работников не менее чем на 30% или до размера минимальной зарплаты.
Также государство дает отсрочку по налоговым платежам, не начисляют пени. Список мер постоянно обновляется».
Правительство Латвии предусматривает поддержку за простой в размере 75% от заработной платы, но не более 700 евро в месяц, однако его мало кто может получить из-за множества условий, таких как снижение оборота, честная уплата налогов, подача всех деклараций и другое.
«Поддержка предпринимательства в Латвии государством предусматривается, но не всем удается пройти сито фильтров. Наша компания "не стала ждать милостей от природы". Мы воспользовались существующими отработанными вариантами "поддержки государства", а именно, по максимуму оформили увольнение личного состава под статью, при которой персонал тут же встал на биржу и начал получать пособие по безработице. Такое пособие подразумевает, что первые 2 месяца персонал получает 100% от оклада, а далее процент уменьшается каждые 2 месяца. Всего пособие по безработице в Латвии платится до 8 месяцев», – комментирует Леонид Мухин, генеральный директор P.K.S., АСЕХ в Риге.
А что же насчет стран Азии? Ведь там пандемия коронавируса бушует с самого января.
В Китае никогда не проводилось особых программ по поддержке бизнеса, и данный случай не стал исключением.
«Со стороны государства мы, к сожалению, не ощутили поддержки. Единственное, сократилась месячная оплата социального страхования. Также немного уменьшились налоговые платежи. Что касается нашей компании, коронавирус сильно повлиял на логистику, отменилось множество рейсов. Сейчас мы запускаем чартерный бизнес из Китая в Москву и из Китая в страны СНГ», – говорит Jack Zhao, генеральный директор Sky Chain Worldwide, АСЕХ в Пекине.
Во Вьетнаме введен 15-дневный карантин, но правительство позволяет некоторым предприятиям работать в штатном режиме.
Cheryl– Nguyen Kim Uyen, директор по маркетингу DACO Logistics, ACEX в Хошимин: «Компания DACO Logistics не ощутила больших потерь. Мы работаем попеременно из дома и из офиса, чтобы обеспечить наиболее удобный процесс для клиентов. У нас просто отменены личные встречи, расстояние между сотрудниками должно быть не менее 2 метров. Вся деловая активность по-прежнему сохраняется».
Со стороны правительства Вьетнам поддерживает все расходы на медицинское обследование и карантин, связанные с новым вирусом. Что касается бизнеса, он еще не был поддержан государством, но пакеты государственной поддержки принимаются и скоро будут объявлены.
«Вьетнам пытается обеспечить здоровье своих граждан, чтобы никто не умер из-за коронавируса. Это огромная работа развивающейся страны. Поэтому мы не очень рассчитываем на то, что они поддержат дополнительные расходы для бизнеса в этот период. Расходы, которые они потратили на граждан, и так многочисленны», – комментирует Cheryl– Nguyen Kim Uyen.
Авиаперевозки в Тайвани по-прежнему осуществляются, только отменяются некоторые рейсы из-за чего уменьшается количество мест для груза. Морские перевозки осуществляются в обычном режиме.
Stephen Lee, генеральный директор ASE AIR SEA EXPRESS, АСЕХ в Тайване: «На данный момент в нашем бизнесе мало что изменилось, единственное, сейчас необходимо заранее согласовать тариф и место каждой отгрузки с авиакомпанией. Местные власти на Тайване делают все возможное для поддержки пострадавших бизнесменов и их сотрудников. Речь идет как о финансовой поддержке, так и о поддержке Фонда помощи. Во время пандемии ощущается также поддержка со стороны местного самоуправления. Местные органы власти оказывают всемерную поддержку: местным жителям выдаются медицинские маски для лица, тур агентам выплачивается финансовая поддержка, для авиакомпаний и других предприятий выдается специальный кредит с пониженной процентной ставкой».
Таким образом, кризисная ситуация складывается не только в России, но и во всем мире. По мнению Алексея Липатова, 30-60% компаний не смогут продолжить работу и вынуждены будут начинать с нуля при наличии желания и стартового капитала. Те, кто выживут, будут расти быстрее обычного, так как всплеск спроса должен быть явным после карантина.
«Сейчас выиграют те компании, которые вложились в IT и несут меньшие издержки на оплату труда работникам. Переход на e-commerce у нас в стране был быстрым, а текущие события его должны ускорить в несколько раз. Уверен, что большинство людей после отмены карантина долго не захотят появляться в торговых центрах и продуктовых магазинах, если ритейлеры смогут наладить качественную электронную торговлю для всех желающих», – говорит Алексей Липатов.
Зато сегодня в новых условиях у каждой компании есть шанс усовершенствовать электронный документооборот; проанализировать себестоимость оказываемых услуг и повысить их эффективность, отказавшись от привычных, но устаревших обычаев делового оборота.
Любой кризис — это новые возможности.
Пресс-служба АСЕХ