В результате подписанного межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой с января 2019 года российские международные автомобильные перевозчики получили возможность осуществлять грузоперевозки вглубь Китая.
Однако «возможность» – еще не значит «способность». На деле пока только единицы автотранспортных компаний смогли наладить перевозки в/из Китая дальше 50-километровой зоны от границы. О главных отличительных особенностях работы автомобильного перевозчика на этом направлении и барьерах для входа на китайский логистический рынок рассказывают руководитель Коммерческого департамента автотранспортного предприятия TELS CARGO Олег Остапович и заместитель генерального директора TELS CARGO Евгения Голуб.
Олег Остапович: «С осени 2019 года мы начали осуществлять перевозки с заездом вглубь Китая: сначала был Пекин, Шанхай, потом добавились Гонконг, Гуанчжоу. Этот рынок сильно отличается от всех регионов, на которых мы работали и работаем».
1) Не действуют многие международные соглашения
Олег Остапович: «В Китае не действует ряд распространенных международных соглашений. Например, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Относительно недавно начала действовать конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, но внутренние таможни по сей день с ними не работают – только на пограничных пунктах можно сделать оформление».
2) Без местного помощника практически не обойтись
Евгения Голуб: «Организовать поездку в Китай – это достаточно кропотливый труд. Один из серьезных барьеров при входе на этот рынок – языковой. Нужно оформить множество документов на транспортное средство и водителя, и все они должны быть переведены на китайский язык. Но главное – китайский язык необходим в процессе перевозки.
Без помощи местных подрядчиков осуществить перевозку чрезвычайно трудно. Дорожные знаки и указатели не дублируются на латинице. В процессе перевозки приходится общаться с местными службами, полицией. На загрузке-выгрузке тоже нужен местный помощник. Даже снять гостиницу без переводчика трудно. Мы работаем с постоянными помощниками, чью компетентность и надежность уже проверили».
3) Ограничения по времени работы и перечню грузов
Евгения Голуб: «При планировании перевозки нужно учитывать режим работы погранпереходов – они работают с девяти утра до пяти вечера, и вне рабочего времени здесь ничего не делается.
Еще одна особенность автомобильных грузоперевозок в Китае – ограничения на перевозку некоторых видов грузов. Есть грузы, которые можно импортировать в Китай морем, но нельзя ввозить автотранспортом. А есть категории грузов, которые в принципе запрещены для ввоза в Китай, например, некоторые категории химической продукции вторичной переработки. Организовать автомобильную перевозку опасных и негабаритных грузов – тоже пока проблемно. И если ты заранее эти вопросы не проработал с местными экспертами, не выяснил точно, что можно везти, а что нельзя, рискуешь попасть на серьезные убытки».
4) Что и куда возят?
Олег Остапович: «Основной объем автомобильных перевозок из Китая осуществляется в близлежащие российские регионы, но уже нередки рейсы и в направлении Москвы и Санкт-Петербурга. Когда груз дорогостоящий и привезти его надо быстро, автотранспорт выгоден и на дальние расстояния. Например, ставка Пекин-Москва находится где-то на уровне 7,5 тыс. долларов. Но груз доезжает за 12-13 дней в целости и сохранности. В Китае хорошие дороги – по 800 км в сутки можно проходить».
Евгения Голуб: «Мы уже возили из Китая собственным транспортом оборудование для заводов, автомобильные комплектующие, стекло, алюминиевые профили, резину, химию, но можем перевезти любой груз, подходящий под транспортировку в тентованном полуприцепе».