
В современной авиации эффективность и скорость работы с грузами aircraft on the ground стали критически важны для обеспечения безопасности и рентабельности авиаперевозок. AOG-грузы — это не просто запчасти для воздушных судов, а жизненно необходимые элементы, которые влияют на способность самолёта вернуться в небо в кратчайшие сроки. С учётом текущих геополитических реалий оперативная доставка AOG-грузов требует детального анализа и понимания процессов. Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP, проанализировал все риски, с которыми сталкиваются российские авиаперевозчики при доставке AOG-грузов.
Что такое AOG-грузы
AOG — это сокращение от английского aircraft on the ground, что в переводе означает «самолет на земле». Этот термин широко используют в авиационной индустрии для обозначения ситуации, когда авиалайнер не может вылететь из-за технических неисправностей. Изначально AOG применяли исключительно по отношению к авиазапчастям и комплектующим, однако со временем его значение значительно расширилось. В настоящее время это обозначение зачастую охватывает любые срочные грузы, требующие немедленной доставки. Тогда как стандартные грузы обрабатываются в обычном порядке, грузы с отметкой AOG получают приоритетное внимание.
Особенности доставки AOG-грузов вне санкций
В современном логистическом процессе статус груза имеет решающее значение. Согласно международным стандартам для доставки AOG-груза до места поломки установлено строгое время — всего восемь часов с момента отправки запчасти до места поломки воздушного судна. Независимо от расстояния, на котором находится самолет от аэропорта базирования, устранение неисправности должно быть выполнено в установленный срок.
Например, если у Boeing, находящегося в Бишкеке, перегорела сигнальная лампочка на крыле, логично, что никто не станет отправлять запчасть из США. Авиакомпании имеют сеть официальных дилеров по всему миру, готовых оперативно предоставить необходимые детали. Таким образом, AOG-груз будет направлен в Кыргызстан из ближайшей страны, что позволяет уложиться во временные рамки и быстро исправить возникшую неисправность.
Почему в доставке AOG-грузов важна скорость
Скорость в доставке AOG-грузов — главный фактор. Самолёт, находящийся на земле, приносит финансовые убытки авиакомпании. Долгое ожидание запчастей может иметь серьёзные последствия:
-
воздушное судно не выполняет рейсы, что означает отсутствие дохода;
-
стоянка в аэропорту — платная услуга, которая увеличивает траты;
-
затраты на размещение и питание пассажиров, чьи рейсы задерживают;
-
дополнительные расходы на хранение груза;
-
репутационные риски авиакомпании.
Каждый участник транспортной цепочки осознает важность оперативного решения возникающих проблем, особенно это касается аэропортов и хендлинговых служб. Например, когда в международном аэропорту Дубая приземляется самолет компании «Аэрофлот» с технической неполадкой, DXB как ключевой узел воздушных перевозок понимает, что ситуация требует немедленного реагирования — ограниченное пространство в аэропорту не позволяет долго задерживать самолёты на земле. Каждое стоящее воздушное судно занимает драгоценное место, и часто его вылета уже ожидают другие машины.
Кроме того, национальный перевозчик данного аэропорта — авиакомпания Emirates — может столкнуться с аналогичными сложностями на своих маршрутах, в том числе и в Москве. Это понимание дополнительно стимулирует быстро решать вопросы с доставкой AOG-грузов у себя на территории. Важно отметить, что такие грузы имеют приоритет даже перед теми, что относятся к категории high priority cargo. В ситуациях, когда на борту уже имеется важная запчасть для производственного станка, её могут перебросить на другой рейс, освобождая место под деталь для самолёта. Этот процесс в авиалогистике называется rolling (перекатывание) — когда менее приоритетные грузы отправляют на другие рейсы, чтобы обеспечить необходимое пространство для срочных поставок.
Сложности доставки AOG-грузов для российских авиакомпаний
В свете современной геополитической обстановки российский авиарынок сталкивается с совершенно новыми вызовами: международные правила, предусматривающие доставку AOG-грузов в течение восьми часов, больше не действуют для российских авиалиний. Транспортировка AOG-грузов, которая раньше занимала считанные часы, теперь стала сложнейшей головоломкой, решение которой может занять несколько дней, а иногда и недель.
Причины увеличения времени и стоимости доставки AOG-грузов для российский авиалиний:
-
Экономические санкции. Ограничения со стороны стран-производителей на поставки авиационных запчастей и комплектующих. Это приводит к необходимости искать альтернативные пути и закупки, что увеличивает временные затраты.
-
Логистические проблемы. Из-за ограничений на международные перевозки и необходимости использовать сложные маршруты сроки доставки AOG-грузов могут значительно увеличиваться. Необходимость дополнительных пересадок и таможенных оформлений делают процесс ещё более затянутым.
-
Высокая стоимость AOG-грузов требует от авиакомпаний внимания и быстроты в принятии решений. Оперативные закупки часто предполагают более высокие финансовые затраты, так как в условиях нехватки запчастей компании могут быть вынуждены идти на компромиссы по ценам и условиям доставки.
-
Высокие требования к качеству, сертификации и контролю за состоянием деталей могут также повлиять на скорость их доставки. Каждая деталь обязательна к проверке и сертификации, чтобы гарантировать безопасность и надёжность работы самолёта, что также требует дополнительного времени, усилий и ресурсов.
Авиакомпании стали подстраховываться и использовать некоторые воздушные суда в качестве доноров запчастей, а также создавать резервные склады, на которых хранят наиболее востребованные и распространённые мелкие комплектующие. Хотя это не касается крупных элементов, таких как двигатели, накопление запасных частей позволяет более оперативно решать возникающие проблемы и снижает риск простоев. Понятно, что всё это не решает глобальной проблемы, поэтому вопрос поиска надёжных поставщиков становится критически важным.
Риски при задержке AOG-грузов для авиакомпаний
Когда сегодня российский самолёт оказывается на ремонте в таком крупном хабе, как, например, Шанхай, доставка необходимых запчастей перестаёт быть простой задачей из-за действующих санкций. Ряд авиакомпаний, попавших под эти ограничения (например, UTAIR, S7 и группа компаний «Аэрофлот»), оказываются в непростой ситуации. В условиях давления санкций международные регламенты, ранее действовавшие для быстрой доставки AOG-грузов, больше не имеют силы для таких авиаперевозчиков.
Теперь невозможно просто взять деталь и доставить её из другой страны в Шанхай для ремонта российского самолета. Авиакомпании понимают эту сложность и стремятся минимизировать свои убытки. Часто они принимают решение отправить дополнительный рейс для пассажиров, которые иначе могли бы остаться без возможности вернуться домой.
Эти неожиданные ситуации не только увеличивают финансовые затраты авиакомпании, но и ставят под угрозу её репутацию. Пассажиры, ставшие свидетелями подобных инцидентов, могут изменить свои предпочтения и обратиться к другим перевозчикам для будущих поездок, что, безусловно, отражается на бизнесе. В этом контексте крайне важно как можно скорее доставить запасную деталь к самолёту независимо от его местонахождения. Прозрачность, четкость в логистике, быстрая реакция и управление рисками становятся критически важными для устойчивого функционирования и развития авиаперевозок в современных условиях.
Основные аспекты доставки AOG-грузов и роль экспедитора
Организация доставки AOG-грузов активно идет 24 часа в сутки 7 дней в неделю, поскольку в этой сфере каждая минута на счету. Важнейшую роль в современной логистике AOG-грузов играют экспедиторы, ответственные за быструю доставку и минимизацию простоев для авиакомпаний. В условиях санкционных ограничений, когда прямые маршруты для поставок в Россию стали недоступны, задача экспедитора заключается в том, чтобы максимально сократить время доставки за счёт тщательной проработки маршрутов, учитывающих рейсы и минимальное количества пересадок, ведь каждая дополнительная остановка увеличивает общее время транспортировки важного груза.
Когда поступает заявка на AOG-груз, экспедитор принимает во внимание все возможные ограничения и требования. Одним из ключевых аспектов становится оформление дополнительных документов, таких как сертификат MOFA для грузов, отправляющихся из Объединенных Арабских Эмиратов в Россию. Хотя процесс получения этого сертификата для AOG-грузов и ускорен, оформление всех необходимых «бумажных» вопросов все же требует времени. Поэтому выбор ОАЭ в качестве транзитной точки следует тщательно продумывать, ведь основные поставки AOG-грузов идут из США, Великобритании и Франции. Закрыть заявку на необходимые детали могут некоторые Южноафриканские страны, имеющие сервисные центры компаний-производителей авиазапчастей.
Основные этапы логистики AOG-грузов:
-
оформление заявки;
-
проработка маршрута с учётом минимального количества стыковочных рейсов и подготовки дополнительных документов;
-
подготовка документации — все необходимые документы, такие как авианакладные и таможенные декларации, готовятся с пометкой «AOG», что позволяет ускорить процессы таможенного оформления и проверки;
-
доставка груза в аэропорт;
-
прохождение экспортного контроля и погрузка на ближайший рейс. По прибытии в пункт назначения груз проходит упрощённое таможенное оформление и сразу направляется к месту ремонта.
В современных условиях эффективность доставок AOG-грузов стала одной из наиболее значимых задач для российских авиакомпаний. Скорость и надёжность этой логистики влияют не только на финансовую устойчивость компаний, но и на их репутацию в условиях жёсткой конкуренции. В этой непростой ситуации роль экспедиторов и логистических компаний становится ключевой. Эти организации способны разрабатывать оптимизированные маршруты, что значительно упрощает процесс доставки и минимизирует время, проведённое самолётами на земле.
Проблемы, возникающие при доставке AOG-грузов, могут быть разрешены исключительно благодаря комплексному подходу. Это подразумевает сотрудничество с надёжными поставщиками, создание резервных запасов и тщательную проработку процессов в соответствии с новыми реалиями. Только через синергию усилий и адаптивность к меняющимся условиям будет возможным обеспечить стабильность и эффективность в критически важной сфере логистики авиаперевозок.