Белые и серые трассы: как финансовые схемы скрыто влияют на логистику

Российская логистика, особенно в сфере автоперевозок, оказалась под пристальным вниманием налоговых органов. Причина очевидна: недоплаты налогов и страховых взносов, вызванные «серыми» схемами, оборачиваются ежегодными потерями бюджета в 920 млрд рублей. Результаты исследований, проведенных ассоциацией «АвтоГрузЭкс» и Общественной потребительской инициативой (ОПИ), свидетельствуют о глубине проблемы: более 50% транспортно-логистических компаний (ТЛК) выплачивают зарплаты в конвертах, а 60% — сокращают налоговые обязательства.

Махинации, которые становятся нормой

Среди наиболее распространенных нарушений:

  • Серые зарплаты. Компании оформляют сотрудников на минимальную заработную плату, а остальную часть выплачивают неофициально. По оценкам «АвтоГрузЭкс», это приводит к потерям в 300 млрд рублей ежегодно.
  • Незаконное возмещение НДС. Так называемый «бумажный НДС» позволяет получать налоговые вычеты за мнимые услуги. Это, по данным экспертов, обходится бюджету в 500 млрд рублей.
  • Уклонение от «Платона». Использование «глушилок» для ГЛОНАСС или обход пунктов оплаты приносит дополнительные 120 млрд рублей потерь.

«Рынок вынужден выживать в условиях демпинга, созданного недобросовестными игроками. Их тарифы на 15–20% ниже рыночных, что разрушает экономику легальных перевозчиков», — отмечает Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».

Что предлагает бизнес?

Участники рынка считают, что усиление проверок может лишь частично решить проблему. Ключевые меры, которые могут привести к реальному обелению отрасли, включают:

  1. Снижение НДС. Уровень налога, превышающий 10%, теряет экономический смысл, если удастся исключить махинации.
  2. Цифровизация. Создание единого реестра перевозчиков, где фиксируются ключевые параметры добросовестности: соотношение фонда оплаты труда (ФОТ) к численности, доля облагаемых налогами расходов, соотношение численности персонала к автопарку.
  3. Увеличение штрафов. За обход системы «Платон» предлагается повысить штрафы до 30 тысяч рублей, чтобы устранить экономическую выгоду нарушений.
  4. Электронные накладные. Их использование позволит прозрачнее отслеживать перевозки и снижать возможности для махинаций.

«Снижение ставки НДС до 10% может не только исключить незаконное возмещение налога, но и увеличить реальные поступления в бюджет. Цифровизация и строгий учет помогут структурировать рынок», — поясняет Евгений Бабаев, президент ИТЕКО.

Эксперты подчеркивают: одной из ключевых задач остается баланс между усилением контроля и созданием благоприятных условий для легального бизнеса. Снижение тарифов страховых взносов, развитие электронных систем учета и ужесточение штрафных санкций — лишь часть инструментов.

Российский рынок автоперевозок находится на пороге серьезных перемен. Удастся ли регуляторам и бизнесу объединить усилия и создать прозрачные правила игры — покажет время. Но одно очевидно: без комплексного подхода к борьбе с «серыми» схемами рынок останется в тени.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости