
Российская логистика, особенно в сфере автоперевозок, оказалась под пристальным вниманием налоговых органов. Причина очевидна: недоплаты налогов и страховых взносов, вызванные «серыми» схемами, оборачиваются ежегодными потерями бюджета в 920 млрд рублей. Результаты исследований, проведенных ассоциацией «АвтоГрузЭкс» и Общественной потребительской инициативой (ОПИ), свидетельствуют о глубине проблемы: более 50% транспортно-логистических компаний (ТЛК) выплачивают зарплаты в конвертах, а 60% — сокращают налоговые обязательства.
Махинации, которые становятся нормой
Среди наиболее распространенных нарушений:
- Серые зарплаты. Компании оформляют сотрудников на минимальную заработную плату, а остальную часть выплачивают неофициально. По оценкам «АвтоГрузЭкс», это приводит к потерям в 300 млрд рублей ежегодно.
- Незаконное возмещение НДС. Так называемый «бумажный НДС» позволяет получать налоговые вычеты за мнимые услуги. Это, по данным экспертов, обходится бюджету в 500 млрд рублей.
- Уклонение от «Платона». Использование «глушилок» для ГЛОНАСС или обход пунктов оплаты приносит дополнительные 120 млрд рублей потерь.
«Рынок вынужден выживать в условиях демпинга, созданного недобросовестными игроками. Их тарифы на 15–20% ниже рыночных, что разрушает экономику легальных перевозчиков», — отмечает Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».
Что предлагает бизнес?
Участники рынка считают, что усиление проверок может лишь частично решить проблему. Ключевые меры, которые могут привести к реальному обелению отрасли, включают:
- Снижение НДС. Уровень налога, превышающий 10%, теряет экономический смысл, если удастся исключить махинации.
- Цифровизация. Создание единого реестра перевозчиков, где фиксируются ключевые параметры добросовестности: соотношение фонда оплаты труда (ФОТ) к численности, доля облагаемых налогами расходов, соотношение численности персонала к автопарку.
- Увеличение штрафов. За обход системы «Платон» предлагается повысить штрафы до 30 тысяч рублей, чтобы устранить экономическую выгоду нарушений.
- Электронные накладные. Их использование позволит прозрачнее отслеживать перевозки и снижать возможности для махинаций.
«Снижение ставки НДС до 10% может не только исключить незаконное возмещение налога, но и увеличить реальные поступления в бюджет. Цифровизация и строгий учет помогут структурировать рынок», — поясняет Евгений Бабаев, президент ИТЕКО.
Эксперты подчеркивают: одной из ключевых задач остается баланс между усилением контроля и созданием благоприятных условий для легального бизнеса. Снижение тарифов страховых взносов, развитие электронных систем учета и ужесточение штрафных санкций — лишь часть инструментов.
Российский рынок автоперевозок находится на пороге серьезных перемен. Удастся ли регуляторам и бизнесу объединить усилия и создать прозрачные правила игры — покажет время. Но одно очевидно: без комплексного подхода к борьбе с «серыми» схемами рынок останется в тени.