Такие данные были озвучены 4 апреля на совещании в Совете Федерации РФ «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств»
4 апреля 2023 года в Совете Федерации РФ прошло совещание «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств». В мероприятии приняли участие представители Минфина, Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, Банка России, МВД РФ, Российского Союза Автостраховщиков (РСА), Национального автомобильного союза, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, профильных региональных органов исполнительной власти, руководители крупнейших российских страховых компаний и эксперты.
Открывая мероприятие, председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов подчеркнул важность вопроса сохранения баланса между доступностью тарифов ОСАГО для автомобилистов и снижением убыточности сегмента для страховых компаний. Спикер также обратил внимание на актуальные вопросы последнего полугодия, прежде всего, запуск системы фото- видеофиксации наличия ОСАГО и увеличение размера штрафов за отсутствие страховки. Кутепов отметил, что проблема особенно актуальна на фоне снижения количества сотрудников дорожно-патрульных служб, которые сейчас являются единственным механизмом проверки ОСАГО на дорогах.
«Напомню, что обязательное страхование в гражданской ответственности ввели 20 лет назад, за это время более 25 раз вносили изменения в закон, однако поиск идеальной формы продолжается. Всегда, когда речь идет об ОСАГО, возникает вопрос, как сохранить доступность тарифов для населения, при этом сделать страхование безубыточным для страховых компаний», - сказал Кутепов.
Говоря о мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования системы ОСАГО, заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев поддержал увеличение размера штрафов за отсутствие полиса до 5 тысяч рублей.
При этом позиция Минфина базируется на том, что ОСАГО – это социально значимый проект: «нельзя допустить возвращение в 90-е, когда у автомобилистов не было способа защитить свою ответственность перед третьими лицами».
При этом система ОСАГО должна учитывать как интересы граждан, так и экономические реалии.
«Мы все видим рост цен на запчасти. Не может быть эффективным инструментом тариф, который не является оправданным с точки зрения фактической стоимости ремонта».
В связи с этим Алексей Моисеев предлагает в том числе рассмотреть внимательнее вопрос использования б/у запчастей. В частности, Минтрансу РФ как ведомству, которое отвечает за безопасность дорожного движения, предлагается проработать вопрос регулирования использования запчастей, бывших в употреблении. Также Моисеев подчеркнул, что никто не предлагает использовать при ремонте автомобилей в рамках ОСАГО, например, б/у тормозные колодки, в приоритете должна быть безопасность дорожного движения.
И.о. директора департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов, в свою очередь, привел статистику по выплатам в ОСАГО. По данным регулятора, средняя стоимость полиса увеличилась на 17%, но при этом стоимость полиса для безаварийных водителей со стажем от 3 лет выросла всего лишь на 8%.
«Это показывает, что в значительной степени цена полиса отражает и ожидания страховщиков, и фактическую аварийность водителей», - резюмировал спикер.
Смирнов также высказался по поводу возможности использования б/у запчастей при проведении восстановительного ремонта по ОСАГО. По его словам, регулятор в целом одобряет введение данного механизма, но подчеркивает, что оно станет возможным только при условии обеспечения должного уровня безопасности и качества ремонта с применением компонентов вторичного использования.
Напомним, что, для решения проблемы дефицита автомобильных запчастей, вызванной уходом ряда западных автопроизводителей с российского рынка в прошлом году, Банк России разрешил с 11 сентября 2022 года учитывать цены аналогов запчастей для оценки стоимости ремонта в ОСАГО. Но только в том случае, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Мера была призвана защитить рынок от необоснованного роста цен на запасные части и сдержать рост стоимости полисов ОСАГО.
Продолжая обсуждение ситуации с запчастями, президент РСА Евгений Уфимцев признал, что проблема с запасными частями на сегодняшний день объективно существует несмотря на то, что с осени 2022 года их поставки увеличились, в том числе и благодаря механизму параллельного импорта. Он отметил также, что для автомобилей старше 10 лет новы запчасти попросту не завозят.
«Например, у нас в стране 3 млн автомобилей – праворульные. На них изначально никто не производит у нас и не возит новые запасные части. Для них единственный выход –ремонтировать запасными частями, бывшими в употреблении. Конечно, нужны четкие, понятные ориентиры, в каких случаях допускается ремонт б/у деталями, каких именно агрегатов, чтобы не было влияния на безопасность дорожного движения».
Евгений Уфимцев, также рассказал, что страховое сообщество своевременно отреагировало на повышение цен комплектующих, которое отражается в справочниках средней стоимости автозапчастей.
«В прошлом году в справочниках от 19 июня был зафиксирован рост на 28,6%. Отдельные марки машин иностранного производства, конечно, показали более существенный рост, 30–50%. Отечественные, которые были с хорошей локализацией по запасным частям, выросли на 20%. Очень часто страховщиков упрекали, что результат наших действий по стабилизации рынка ОСАГО не видно сразу, но надо понимать, что выплаты просто несколько отложены по срокам. Так, в 2021 году средняя выплата составляла 71 тысячу рублей. А, начиная с декабря, 2022 года мы зафиксировали повышение средней выплаты по обязательной «автогражданке», до 90 тысяч рублей, и она продолжает расти. Это связано именно с тем, что запасные части, к сожалению, существенно подорожали».
Президент РСА также подчеркнул, что проблема решения вопроса использования б/у запчастей затрагивает не только автомобили физлиц, но и транспортные средства перевозчиков.
«Это, в первую очередь, автобусы, у которых тоже возникает большая проблема с поставками запасных частей или агрегатов. По этим элементам необходимо определить порядок их восстановления и возможности после него использовать в ремонте Использование ремзаводов и других инструментов стабилизации рынка – это правильный вектор, который страховое сообщество поддерживает».
Снижение количества заключенных договоров ОСАГО с 42 млн в 2021 году до 40,3 млн в 2022 году в РСА связывают с тем, что в прошлом году количество новых автомобилей резко обвалилось, но при этом сохранилась естественная убыль транспортных средств. Показатели 1 квартал 2023 года демонстрируют нормализацию ситуации и дают повод для умеренного оптимизма. Это связано в том числе с расширением продуктовой линейки и числа продаваемых в России китайских машин, в результате чего рынок новых автомобилей оживился.