СДЭК: Шаг за шагом — разбираем процесс обработки и доставки посылок

В современной логистике процесс обработки и доставки посылок требует тщательной организации, высокого уровня автоматизации и гибкости для обеспечения своевременного выполнения заказов. По словам Александра Воронова, руководителя службы внутригородской логистики, ключ к успеху заключается в четком понимании каждого этапа пути посылки — от момента ее приема у клиента до конечного адреса получателя.

Этапы пути посылки: от приема до доставки

Процесс начинается с приема посылки. Это может происходить двумя способами: либо курьер забирает груз лично у клиента, либо отправитель самостоятельно приносит его в пункт выдачи заказов (ПВЗ). После этого груз направляется на сортировочный центр и консолидируется для дальнейшей транспортировки. На этом этапе могут задействоваться различные способы перемещения: автомобильные перевозки, авиаперевозки или их комбинация. Иногда груз проходит через региональные склады-хабы для оптимизации маршрута. Когда посылка достигает склада города-получателя, она распределяется либо на местный ПВЗ, либо передается курьеру для доставки по конкретному адресу.

Особую роль в этом процессе играют сортировочные центры. Они позволяют объединить все необходимые операции на одной площадке: маркировку, доупаковку, обрешетку, выявление опасных грузов, распределение по направлениям и размещение груза в многооборотной таре. Для повышения эффективности работы применяются технологии автоматизации, которые помогают сократить время перемещений груза внутри склада, оптимизировать погрузочно-разгрузочные работы и минимизировать человеческий фактор. Для управления потоками посылок используются различные виды оборудования — от масштабных сортировочных линий с десятками роботов, способных перенести каждую посылку на нужный маршрут, до компактных систем типа «Зиг-заг», которые распределяют груз на 8–10 основных направлений. Такие решения значительно ускоряют процесс обработки.

Однако, несмотря на высокую степень автоматизации, возможны ошибки. Основными проблемами являются неправильное распределение груза по направлениям, потери из-за проблем с распознаванием адреса клиента и повреждения груза. Чтобы минимизировать эти риски, важно обеспечить наличие стикера с штрих-кодом (ШК) или надежно закрепить сопроводительный документ с адресом на грузе. Кроме того, необходимо правильно выбрать упаковку в зависимости от категории товара, использовать обрешетку для крупных, но хрупких грузов и наносить соответствующую маркировку.

Управление сезонными пиками и контроль качества

Отдельного внимания заслуживает доставка посылок в сезонные пики. Для подготовки к таким периодам компания использует данные прошлых сезонов с повышенным объемом заказов. Основываясь на этой информации, строится прогноз объемов груза, прокладываются маршруты, рассчитываются необходимые складские площади. Это также позволяет рассчитать нужно количество персонала, подготовить график набора сотрудников и заключить договоры с аутсорсинговыми компаниями для покрытия пиковых нагрузок. Также применяются инструменты привлечения временного персонала, включая сотрудников, готовых работать неполный день.

Для отлаженности процессов важно придерживаться четкого расписания входа и выхода посылок на складе с учетом графика движения магистрального транспорта и работы персонала. Необходимо оценить топологию склада для сокращения расстояний между зонами и обеспечить сотрудников необходимым оборудованием, таким как тележки, сканеры и мобильные рабочие места. Существенно упрощают ориентацию персонала визуализации различных типов работ: подсказки на экранах терминалов сбора данных (ТСД), цветовое различие типов упаковки и другие инструменты.

Контроль качества является важнейшим элементом процесса обработки посылок. Для этого используются операционные метрики, которые помогают оценить сроки обработки груза, количество потерь, повреждений и затрат на производственный процесс. Также важно стимулировать мотивацию сотрудников для увеличения скорости обработки посылок, обучать персонал для минимизации ошибок, стараться заменять ручные операции на автоматизированные ради повышения качества упаковки и не только.

Автоматизация и технологии: как минимизировать ошибки и повысить эффективность

Прежде всего автоматизация играет ключевую роль в управлении цепочками поставок и отслеживании посылок. Современные системы TMS (Transport Management System) и WMS (Warehouse Management System) позволяют контролировать движение груза на всех этапах: от магистральных перевозок до прохождения через зоны склада. Сортировочные линии выполняют комплекс операций: маркировку, сканирование и оценку весогабаритных характеристик груза. Эти технологии обеспечивают контроль скорости обработки, снижение себестоимости и возможность гибко распределять ресурсы в пиковые периоды. Например, компания стала одной из первых, кто внедрил в Санкт-Петербурге роботизированную линию сортировки груза, способную обрабатывать до 4 тысяч посылок в час. Это позволило поддерживать высокую скорость обработки даже во время сезонных скачков объемов.

Разгрузить персонал и повысить лояльность клиентов помогают система мониторинга. Возможность отслеживания посылок позволяет сократить количество запросов пользователей о местонахождении груза. В случае задержки доставки система помогает быстро локализовать проблему и предложить альтернативные решения, такие как изменение даты доставки или использование других способов вручения груза. Это позволяет клиентам иметь полную информацию и корректировать свои планы. Если получатель отказывается от посылки, компания предлагает варианты доставки по другому адресу, изменение режима доставки или компенсацию стоимости тарифа. Все возвраты грузов консолидируются на складах, после чего партнеры принимают решение о дальнейших действиях — назначении новой даты доставки или возврате груза отправителю.

Эффективная обработка посылок требует комплексного подхода, который включает автоматизацию процессов, качественный контроль, адаптацию к сезонным пикам и постоянное развитие технологий. Благодаря этим мерам компании могут не только повысить скорость и качество доставки, но и существенно улучшить уровень удовлетворенности клиентов.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости