Автор: Ольга Тонких, директор Ventra Industrial
Рассказываем, что такое аутсорсинг персонала, какие выгоды получает компания в результате такого сотрудничества и как правильно выбрать провайдера-аутсорсера.
Кадровый голод
Аутсорсинг персонала – одно из самых перспективных и динамично развивающихся направлений в России. Оно заключается в передаче компанией некоторых функций и задач внешнему подрядчику (аутсорсеру). В 2020 году этот сегмент вырос до 243 млрд. рублей. По сравнению с аналогичными показателями 2019 года, рост составил 13,7%. Эксперты прогнозируют, что этот бизнес-тренд продолжит развиваться и дальше, особенно в таких сегментах, как транспорт, логистика, фулфилмент.
С чем же связан интерес к аутсорсингу персонала и какие реальные проблемы бизнеса он помогает решить? На российском рынке труда сейчас сложилась довольно неординарная ситуация. Работодатели демонстрируют высокую активность, предлагают много вакансий. В то время как соискатели реагируют на эти запросы весьма вяло. Как следствие – более 80% российских компаний испытывают дефицит кадров. Эта проблема коснулась всех сфер экономики, но особенно остро ее ощущает бизнес с большой долей линейного персонала: ритейл и складская логистика. Если раньше уровень конкуренции в логистике составлял 6,3 человека на одно место, то теперь на него претендуют всего три соискателя.
Основных причин, по которым сложилась такая картина, две: пандемия и демографический кризис 1990-х годов. Пандемия стала толчком для оттока из России трудовых мигрантов. Позиции линейного персонала закрывали, в основном, они. Что касается демографического кризиса, то из-за него российская экономика недосчиталась примерно 10 млн. работников. Это молодежь в возрасте 20-24 лет, которая обычно занимает стартовые позиции. По нашим прогнозам, этот дефицит удастся преодолеть, в лучшем случае, лет через восемь.
Дефицит кадров сыграл линейным сотрудникам на руку: за прошедший год их зарплаты выросли более чем на 40%. Например, если в 2020-м ставка комплектовщика составляла от 160 рублей за час, то сейчас она подросла до 220 рублей за час – причем это нижняя планка.
Оптимизируем ФОТ
В сложившихся условиях российские работодатели вынуждены решать сразу две задачи. Во-первых, им необходимо закрывать рабочие места. Во-вторых, приходится ломать голову над тем, как оптимизировать расходы на фонд оплаты труда (ФОТ). Решить обе задачи можно с помощью аутсорсинга персонала, который обладает большими возможностями для построения более гибкой схемы оплаты труда, не привязанной к штатному расписанию. Зачастую именно оно становится для многих компаний серьезным тормозящим фактором, поскольку работодатель несет одинаковые расходы всегда, независимо от загрузки. В первую очередь, это касается складских площадок, которые используют сотрудников для выполнения таких несложных работ, как комплектовка, маркировка, погрузка.
Допустим, в штате склада числятся 10 упаковщиков с окладом 40 тыс. рублей в месяц. У каждого из них 15 ежемесячных смен. Между тем, анализ работы склада показывает, что пики загрузки наблюдаются, в среднем, не чаще двух раз в неделю. То есть реальная потребность склада в услугах упаковщиков – это не 15 смен в месяц, а всего восемь. Очевидно, что затраты на ФОТ можно оптимизировать, если сохранить в штате пятерых постоянно действующих работников, которые будут закрывать основные потребности склада. В периоды же пиковых нагрузок можно привлекать парт-таймеров.
На первый взгляд, может показаться, что это дорогое решение, так как час работы временного сотрудника стоит дороже, чем час работы штатного персонала. Но нужно понимать, что затраты компании на одного постоянного работника включают не только оклад, но и налоги, социальные и прочие выплаты. Если суммировать все эти расходы, то окажется, что стоимость часа штатного персонала примерно на 30% дороже стоимости часа парт-таймера. Так что по факту аутсорсинг персонала помогает компании-заказчику экономить, поскольку она использует работников тогда, когда в этом есть необходимость, и платит только за эти часы.
Быстро найти замену
Еще одно преимущество парт-тайминга – возможность быстро найти большое количество работников на площадку, когда там требуется усиление. Из-за пандемии такие ситуации случаются достаточно часто. Известно, что, если в бригаде выявляется хотя бы один случай заболевания ковидом, на больничный уходят и все остальные работники. Поэтому сейчас существует довольно высокий риск массового невыхода персонала на объект.
В таких случаях временный персонал – это реальная, а иногда и единственная возможность спасти ситуацию. Сведения о нем можно найти на специализированных онлайн-платформах или в мобильных приложениях, которые работают по принципу агрегаторов такси. В их базах данных собрана информация о десятках тысяч уже проверенных и оформленных парт-таймеров, которые готовы оперативно выйти на площадку в нужное время.
Мифы об аутсорсинге
Однако, несмотря на очевидные плюсы, часть предпринимателей относится в аутсорсингу персонала с некоторой настороженностью. Мы пообщались с участниками рынка и выяснили, что с парт-таймингом связано три основных мифа:
- Уровень квалификации привлеченных внешних работников зачастую оставляет желать лучшего – качество оказываемых ими услуг соответствующее. Из-за этого компания-заказчик вынуждена постоянно вкладываться в обучение новых сотрудников.
- У внешних работников хромает не только профессионализм, но и дисциплина, поэтому компания-заказчик должна постоянно контролировать рабочий процесс и соблюдение порядка на рабочем месте.
- Дополнительные затраты на обучение временных сотрудников и контроль за ними дорого обходятся компании-заказчику – следовательно, аутсорсинг не способствует росту ее производительности и эффективности.
На самом деле, ответственные компании-аусорсеры нацелены не просто на то, чтобы любой ценой получить заказ, а на то, чтобы решить конкретную проблему клиента. Ведь именно от этого зависит репутация парт-таймера. Поэтому хорошие провайдеры обладают широким набором инструментов для эффективной мотивации временного персонала. Это могут быть доплаты за наставничество, внедрение системы грейдов для оплаты труда, бонусы за выработку.
Например, нам удалось увеличить производительность склада компании FMCG-сектора, внедрив там систему наставничества. За каждым опытным упаковщиком мы закрепили группу из четырех-пяти новичков. Когда все стажеры начинали выполнять норматив, их наставник становился мастером и получал за это дополнительные материальные бонусы. Поэтому он был заинтересован в повышении профессионализма своих подопечных в максимально короткие сроки. Это также позитивно сказывается на дисциплине в команде.
Еще один инструмент, который позволяет контролировать поведение сотрудников и влиять на их продуктивность, – WMS (система управления складом). Она дает возможность видеть, какую работу и насколько эффективно выполнял тот или иной работник в течение смены. По прошествии определенного периода времени эти сведения анализируются, и каждый сотрудник получает карточку учета, в которой собрана информация о его работе и оплате за нее.
Хорошо зарекомендовал себя такой способ, как предоставление аутсорсером бригадира, который следит за работой временных сотрудников на складе заказчика. По статистике, без контроля со стороны специально выделенного человека эффективность на производстве может падать, в среднем, на 15%.
Еще один вариант контроля – коллективная ответственность, когда невыполнение бригадой нормы за смену чревато тем, что передовики не получают дополнительные бонусы за перевыполнение плана. В этом случае команда заинтересована в том, чтобы как можно быстрее выявить сотрудников-аутсайдеров и либо оперативно обучить их, либо заменить.
Как найти правильного аутсорсера
Чтобы опыт привлечения временного персонала оказался успешным, важно выбрать в качестве партнера ответственного провайдера. Для этого нужно изучить в открытых источниках информацию о количестве работников, с которыми сотрудничает выбранная вами компания-парт-таймер. Посмотрите, какую сумму она отчисляет в социальные фонды. Зачем это нужно? Предположим, аутсорсер уверяет, что обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения заказа, который требует привлечения не менее тысячи работников. При этом налогов он заплатил кратно одной сотне сотрудников. Это говорит о том, что или компания уходит от налогов, или у нее вообще нет исполнителей либо их мало. И, конечно, включайте «сарафанное радио»: оно подскажет, с кем стоит иметь дело, а кого лучше обходить стороной.