Концепции управления, ориентированные на будущее, носящие гуманистический характер, часто называют утопическими. Особенно в применении к стартапам и небольшим компаниям, где каждая копейка на счету и все усилия направлены на базовые потребности, прежде всего — выживание. Так, некоторые эксперты сомневаются, что небольшая компания может удержать равновесие на знаменитых «трех столпах» концепции TBL (тройная прибыль), предложенной в 1994 году Джоном Элкингтоном году и взятой на вооружение многими западными компаниями.
Аббревиатура TBL расшифровывается как «тройная линия». Речь идет о линии-черте в отчете компании, которая выделяет чистую прибыль. Автор концепции предложил измерять ее не только по финансовым показателям, но и по тому, насколько компания улучшает жизнь людей и помогает планете. Принимая управленческие решения, менеджер каждый раз должен держать в уме эти критерии, что, делает выбор более сложным и вопрос «Чем жертвовать?», больше не является таким однозначным для бизнеса.
Одной из отраслей, где принцип «тройной прибыли» мог бы произвести революционные изменения, является транспортная сфера. Атмосферные выбросы при сжигании топлива в автомобильных двигателях, загрязнение почвы и воды химическими веществами из-за технически неисправного состояния фур – актуальные проблемы экологии, решение которых напрямую зависит от действия руководств транспортных компаний. Это касается и сроков доставки и уровня сервиса, которые непосредственно влияют на многие общественные процессы.
Если исходить из «одной линии», самый быстрый и простой способ максимизировать прибыль для транспортной компании заключается в том, чтобы нанять водителей подешевле, взять в аренду самый недорогой транспорт и выполнять работу с минимальными издержками. Результатом станет краткосрочный рост прибыли компании, но при этом и ущерб окружающей среде, а также людям, живущим в этой среде, жалкие условия труда и жизни сотрудников компании, сорванные планы клиентов. Раньше такая практика была социально приемлемой, но сегодня на рынок приходят предприниматели, которые видят всю отрасль перевозок иначе. Это происходит и в России.
Одна из таких компаний — ПромТранспортСервис из г. Елабуга, Республики Татарстан, со-основатель которой, Дмитрий Сергеевич Денисенко, долгое время прожил в США, где учился и строил свой первый проект, и где он увидел, как игроки рынка, не декларативно, а по-настоящему вводят в свое дело принцип заботы о людях и планете, укрепляя бизнес, делая его Устойчивым. Это отражается не в локальных решениях, а в системной работе всей организации.
Все действуют слаженно и каждый на своем месте. Чтобы достичь состояния, в котором сотрудники работают с комфортом и максимально продуктивно, работа с персоналом в ПромТранспортСервис строится по принципу «жизнеустройства». На работу принимаются не просто штатные единицы, но люди с определенным складом характера и мышления, которые нужны в данный момент коллективу, которые органично дополнят его. График работы гибкий, учитывает и характер работы, так, например, IT-сотрудники могут работать несколько дней в неделю удаленно. Насколько коллектив является единым организмом, насколько условия работы оптимальны для решения всех задач, как рабочих, так и личных, выясняется в результате опросника 12Q, которым ежеквартально измеряется уровень энтузиазма в коллективе.
Миссия компании - социально ориентированная. ПромТранспортСервис стремится «двигать логистику в будущее», создавая условия для внедрения в работу передовых и экспериментальных технологий. Усилиями компании разработан прицеп для перевозки токсичных отходов. Ведется сотрудничество с технопарками Татарстана по применению новейших беспилотных и цифровых технологий. Компания готовится к запуску мобильного приложения, которое позволит отслеживать грузы в режиме онлайн.
Вред от воздействия транспорта на экосистему невозможно полностью нивелировать, но можно сделать многое для того, чтобы его минимизировать и компенсировать ущерб. ПромТранспортСервис обновил свой автопарк, чтобы использовать автомобили с исправными и более экологически безопасными двигателями. Стало хорошей традицией – проведение мероприятий по озеленению, высадке деревьев, в которых охотно участвуют все сотрудники вместе со своими семьями, с детьми.
Критики концепции TBL (тройная прибыль) используют чистую логику: если много средств идет на экологические нужды, значит, эти средства недополучают работники предприятия. Это закономерно должно привести компанию к банкротству и благие помыслы обернутся извечной историей - сотрудники окажутся на улицах. Возможно, так и бывает, если компания вливает ресурсы в пустые популистские лозунги, а не в реальные дела. Но в том случае, когда работающие люди исполнены энтузиазма, представляют собой единство, связаны не только между собой, но и с окружающей средой, со всеми людьми, с которыми взаимодействует компания, связаны с самим будущим, организация действительно становится устойчивой. Это подтверждает и пятилетняя история компании ПромТранспортСервис, которая плавно и уверенно двигается по своим показателям вперед.