Осознанное потребление в России: спрос на товары с «вторичкой» растёт быстрее, чем развивается инфраструктура

Сотрудники «Лемана Про» консультируют клиента по экотоварам в бизнес-зоне компании

Большинство россиян уже делают выбор в пользу товаров с содержанием переработанных материалов. Однако растущий спрос сталкивается с дефицитом информации и слабой инфраструктурой раздельного сбора. Бизнесу приходится брать инициативу на себя.

Цифры говорят: потребитель готов платить за устойчивость

Согласно свежему исследованию компании «Лемана ПРО», 63% россиян отдают предпочтение товарам с содержанием вторсырья. Более того, 68% из них готовы переплатить до 20% за экологичную продукцию. Опрос охватил порядка 2000 человек по всей России — потребителей в возрасте 25–60 лет, совершающих покупки для дома и дачи.

Наиболее востребованные категории:

  • 65% — хозяйственные товары (тряпки, ведра, мешки для мусора);

  • 54% — пластиковые изделия (контейнеры, ПВХ-окна);

  • 48% — картон (упаковка, коробки, постеры);

  • 36% — стройматериалы;

  • 35% — текстиль;

  • 21% — мебель;

  • 11% — оборудование (радиаторы, карнизы).

Что движет выбором?

Потребители называют следующие мотивации:

  • 66% — забота об экологии;

  • 48% — чувство социальной ответственности;

  • 42% — привлекательная цена;

  • 30% — поддержка устойчивого производства;

  • 25% — качество и оригинальность;

  • 23% — снижение углеродного следа.

Однако барьеры остаются. Почти 40% тех, кто не выбирает экологичные товары, говорят о недостатке информации. Каждый третий — не знает, где их купить. Часть опрошенных сомневается в качестве или безопасности продукции из вторсырья.

Упаковка — важна, но не всегда

76% респондентов обращают внимание на экологичность упаковки. Из них:

  • 16% всегда выбирают продукцию с переработанной упаковкой,

  • 60% — иногда, если информация видна,

  • 24% — не считают это важным.

Показатели выбора:

  • 28% — ориентируются на процент переработки,

  • 20% — на наличие сертификатов,

  • 20% — на репутацию бренда.

Раздельный сбор: привычка есть, инфраструктура — слаба

78% россиян сортируют отходы — полностью или частично. Однако только каждый пятый делает это регулярно.
Наиболее популярные фракции:

  • 71% — пластик и опасные отходы (батарейки, лампы),

  • 62% — стекло,

  • 60% — бумага и картон,

  • 52% — металл,

  • 49% — электронные отходы,

  • 43% — органика и текстиль.

Куда сдают:

  • 62% — контейнеры на придомовой территории,

  • 13% — экоцентры и пункты приема,

  • 9% — торговые сети,

  • 8% — спецкомпании по утилизации.

Главные барьеры:

  • 58% — нет контейнеров рядом,

  • 28% — не знают, куда сдавать,

  • 19% — не уверены, как сортировать,

  • 16% — считают это трудозатратным.

Как мотивировать потребителя?

Исследование показывает, что просвещение и стимулы могут ускорить переход к замкнутому циклу:

  • 70% — просят улучшения инфраструктуры: контейнеров, пунктов сдачи;

  • 54% — готовы откликаться на скидки и бонусы за участие;

  • 39% — ждут снижения цен на товары из вторсырья;

  • 27% — хотят больше информации.

«Россияне всё чаще выбирают товары из вторсырья, но спрос пока опережает возможности системы. Бизнес берёт инициативу — инвестирует в переработку, развивает цепочки поставок и расширяет ассортимент. При поддержке государства и развитии инфраструктуры раздельного сбора этот тренд станет нормой», — комментирует Григорий Какурников, руководитель проектов по управлению отходами «Лемана ПРО».

Контекст

«Лемана ПРО» — один из крупнейших российских ритейлеров DIY-сегмента:

  • 112 магазинов (в т.ч. 1 в Казахстане),

  • 14 дарксторов,

  • 5 распределительных центров,

  • около 45 000 сотрудников.

Компания активно внедряет ESG-принципы и развивает линейки товаров с переработанным сырьём.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости