Автономная некоммерческая организация «Национальное антимонопольное общество» 4 октября 2010 года направила первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову письмо, в котором выразила беспокойство по поводу того, что железнодорожный транспорт России находится в заведомо неравных условиях по отношению к другим видам транспорта. «В настоящее время грузоотправитель при перевозке по железной дороге несет значительные дополнительные расходы в виде платы за инфраструктуру, которая доходит до 50% от стоимости тарифа, - говорится в обращении организации. Письмо было направлено в Правительство РФ, профильные комитеты Федерального Собрания РФ и Общественную Палату РФ. – В этой связи мы считаем целесообразным принять меры, способствующие выравниванию условий межвидовой конкуренции».
В результате сложившейся ситуации отправители всё чаще переводят грузопотоки с железнодорожного на другие виды транспорта, и в первую очередь на автомобильный. Как следствие, автодорожная сеть страны, изначально не рассчитанная на такую интенсивную нагрузку, приводится в негодность, потребность в государственном финансировании восстановления автодорог ежегодно увеличивается. При этом ремонтные работы по поддержанию состояния автомобильных дорог России на должном уровне проводятся на средства, выделяемые из федерального и регионального бюджетов, в то время как вся транспортная инфраструктура железных дорог России, превышающая 85 000 километров, финансируется из инфраструктурной составляющей тарифа на перевозки грузов и пассажиров.
По мнению экспертов АНО «Национальное антимонопольное общество», действующая транспортная система вследствие значительного оттока грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт не способствует решению проблемы автомобильных заторов, в особенности в крупных городах и федеральных центрах. И это при том, что существующие автодорожные сети практически полностью исчерпали пропускной ресурс. Усугубляет ситуацию и существенно возросшая нагрузка на окружающую среду из-за увеличения парка большегрузных автомобилей более чем на 60% только за несколько последних лет.
«В качестве одной из мер, направленных на улучшение сложившейся ситуации, мы предлагаем рассмотреть возможность законодательного регулирования (вплоть до ограничения) проезда большегрузного автотранспорта по ряду действующих автотрасс федерального и международного значения, а также ограничение въезда большегрузного автотранспорта непосредственно в крупные города, - отметила исполнительный директор Национального антимонопольного общества Наталья Аблушева. – Наряду с этим, на всех игроков рынка, заинтересованных в автоперевозках, мы предлагаем возложить ответственность по развитию транспортной инфраструктуры России, которая должна включать в себя строительство специально оборудованных складов и перевалочных пунктов на расстоянии несколько десятков километров от крупных федеральных центров. Наряду с автомобильными, такие склады должны быть обеспечены железнодорожными подъездами. По нашему мнению, эти меры будут способствовать развитию железнодорожного сектора России вследствие выравнивания условий межвидовой конкуренции и решению проблемы транспортных заторов на автодорогах».
Список рассылки обращения АНО «Национальное антимонопольное общество»:
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов
Вице-премьер Сергей Иванов
Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина
Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко
Министр транспорта РФ Игорь Левитин
Глава Росжелдора Геннадий Петраков
Глава ФАС Игорь Артемьев
Председатель Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян
Председатель Комиссии СФ по естественным монополиям Николай Рыжков
Председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров
Председатель Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев.
_____________________________________________________________________________
Справка об организации:
Автономная некоммерческая организация «Национальное антимонопольное общество» была образована в 2001 году с целью защиты интересов отечественных компаний различных отраслей экономики, включая нефтегазовую отрасль, машиностроение, металлургию, энергетику и др. путем борьбы с монополизмом в отечественной экономике.
Организация следит за соблюдением всеми участниками рынка антимонопольного законодательства, способствует развитию цивилизованной конкуренции на внутреннем рынке, отстаивает права малого и среднего бизнеса.
Национальное антимонопольное общество дает рекомендации и вносит корректировки в ход рыночных кампаний в случае, если участник рынка не демонстрирует чёткого следования статьям антимонопольного законодательства.
Кроме того, организация готовит собственную оценку конкурентоспособности проводимых в российском экономическом пространстве сделок.