Летом 1994 г. группа сотрудников известной вертолетостроительной фирмы "Макдоннелл Дуглас" закрылась в одном из ангаров знойной Аризоны, чтобы разработать новый вертолет. В ноябре того же года он уже совершил свой первый полет, а в начале следующего - на Heli-Expo-95 вертолет был представлен на суд общественности. Первоначально новая машина получила обозначение MD 630 N, сегодня это MD 600 N. В России он уже успел получить меткое прозвище - "шестисотый". С первой же минуты знакомства MD 600 N завораживает. Каплевидная кабина, необычный несущий винт, "толстая" хвостовая балка с жалюзи для выхода воздуха (боковую силу вместо рулевого винта создает система NOTAR, в которой использование эффекта "Коанда" позволяет получить до 60 % крутящего момента, необходимого на висении), два мощных вертикальных киля и высокое полозковое шасси.
Удивляет простота компоновки: модуль кабины с прекрасным обзором, механической системой управления и безопасной (с точки зрения удара о землю при грубой посадке) конструкцией, далее силовая установка с редуктором, наконец, хвостовая балка с вентилятором системы NOTAR и килями, сверху несущий винт, а снизу шасси и топливный бак под полом кабины.
За безупречными формами и громким названием скрывается мощная, экономичная, легкая однодвигательная винтокрылая машина. MD 600 N вырос из MD 500, удлинив на 76 см фюзеляж и поменяв хвостовую балку.
Вместе с новым обликом вертолет поменял и "начинку". Значительно более мощный, восьмисотсильный двигатель Rolls-Royce Altison-250 C 47 (808 л. с.), новая трансмиссия и новый 6-лопастный шарнирный несущий винт позволили на 186 кг увеличить массу полезной нагрузки и вместимость вертолета.
Появление новой машины вполне объяснимо, MD 500, несмотря на свою огромную популярность и впечатляющий послужной список, высокую надежность и экономичность, оказался слишком мал для запросов современного вертолетного рынка.
Козырная карта MD 600 N - это удивительно низкий уровень шума - фактор, который в последнее время стал определяющим при полетах в крупных населенных пунктах. Частота звука, создаваемая MD 600 N в полете, на 20 % выше, чем у аналогичного класса вертолетов. По существу, шум винта "растворяется" в атмосфере гораздо быстрее.
Использование системы NOTAR позволило не только существенно понизить шум, но и уменьшить уровень вибраций, и, следовательно, снять нагрузку с экипажа, повысить долговечность и, в конечном итоге, сократить затраты на эксплуатацию и время простоя в неисправном состоянии.
Что касается безопасности полетов, анализ статистики аварийности однодвигательных вертолетов показывает, что до 70 % всех происшествий так или иначе связаны с РВ. Заметим, что с появлением NOTAR в эксплуатации (в 1991 г.) вертолеты, оборудованные этой системой, налетали без отказов несколько сотен тысяч часов. В результате страховые компании были вынуждены сократить страховые платежи от 5 до 15 %.
Благодаря этой системе вертолет стал самым безопасным на земле и воздухе. Из-за отсутствия рулевого винта MD 600 N может производить взлет и посадку на ограниченные площадки, сводя к нулю какую-либо вероятность травматизма наземного персонала и посторонних лиц. Система снижет опасность посадки на воду. Кроме того, система делает вертолет менее уязвимым в случае попадания посторонних предметов.
Еще один фактор, позволивший MD 600 N завоевывать новые рынки, это увеличение массы полезной нагрузки и дальности полета. Формула успеха у "шестисотого" простая: 8 - 270 - 740 (8 человек со скоростью 270 км/ч на дальность 740 км).
Внутреннее пространство делится на две кабины: впереди, так называемый "кокпит" - кабина экипажа, сзади - пассажирская кабина. Главная достопримечательность - панорамные окна, которые обеспечивают отличный обзор, прекрасное освещение и создают полное ощущение "полета" и большого простора. Если вспомнить, что ширина вертолета всего 1, 4 м, то можно представить, насколько габариты салона поражают воображение.
VIP салон с кожаными креслами: два впереди для экипажа и пассажирская кабина, где во всю ширину простираются мягкие кресла вместе со столиком, расположенные навстречу друг другу, как в купе. Отсюда удобнее всего смотреть телевизор (в стандартной комплектации предусмотрена плоская панель), добавьте сюда радио и музыкальный центр с отличным звучанием.
Обивка кресел выполнена из высококачественных материалов. На вертолете может устанавливаться система кондиционирования воздуха, система обогрева кабины, а также дополнительная звукоизоляция.
Конструкция кабины в течение нескольких минут может быть быстро переоборудована в зависимости от предстоящей задачи: из салона "Люкс" в грузовой вариант и обратно. Увеличение длины пола до 1, 8 м и высоты дверных проемов до 1, 6 м, по сравнению с предшественником, позволяют производить погрузку и перевозку объемных грузов внутри кабины. Задняя часть кабины настолько просторна, что легко вмещает четыре 200-литровые бочки. Для грузовых перевозок вертолет оснащается системой внешней подвески, грузоподъемность которой составляет 1360 кг.
Все это стало возможным благодаря идеальному сочетанию новой трансмиссии (600 л. с.) и мощного двигателя 250 С 47. Одним из главных достоинств новой трансмиссии стало увеличение межремонтного ресурса вдвое с 3000 до 6000 ч.
Шестилопастный несущий винт не только обеспечивает увеличение подъемной силы на 20 %, но и повышение максимальной крейсерской скорости на 15 км/ч. Скорость полета - это еще одно немаловажное преимущество МD 600 N, которое позволит всем, кто ценит свое время, использовать его более продуктивно, проводя большую его часть за работой, а не в дороге.
Наконец, МD 600 N может находиться в воздухе гораздо дольше своих предшественников. Объем стандартного топливного бака (435 л) в два раза больше, чем у вертолетов 500-й серии. Максимальная дальность полета при МСА на высоте 1500 м увеличилась почти до 740 км.
Недостаток МD 600 N - отсутствие багажного отсека - в ближайшее время будет устранен. Обтекаемый багажный контейнер разместится под днищем вертолета между стойками шасси и позволит перевозить необходимые грузы.
МD 600 N приспособлен к использованию разнообразного специального оборудования: система спутниковой навигации GPS, инфракрасная система переднего обзора FUR, многоканальные радиостанции, громкоговорители и сирена, а также высокое шасси для посадки на неровную поверхность, аварийные баллонеты и медицинские носилки.
Цена вертолета в базовой комплектации - $1, 35 млн. Наряду с повышением летно-технических характеристик, разработчики сделали все, чтобы максимально удешевить его эксплуатацию. И это им удалось сделать, стоимость летного часа МD 600 N составляет $223, для сравнения у Bell 407 ($264), AS 350 B 2 ($271).
Кроме увеличения межремонтного ресурса трансмиссии до 6000 ч, ресурс системы NOTAR - вырос до 7500 ч, хвостовой балки и горизонтального стабилизатора - до 10000 ч, вертикального стабилизатора - до 5000 ч. Сроки гарантии остались теми же: один год или 1000 ч налета с возможностью продления еще на один год, на систему NOTAR - 3000-часовая гарантия.
Поддержка и сопровождение эксплуатации обеспечивается программой гарантийного обслуживания, кроме того, более 100 сертифицированных технических центров, обеспечивают обслуживание вертолетов и поставку запасных частей по всему миру.
Сферы применения МD 600 N столь разнообразны, что ограничиваются лишь фантазией будущего владельца. Это перевозка пассажиров и грузов, выполнение задач органов правоохраны и антитеррористических подразделений, скорая медицинская помощь, учебно-тренировочная подготовка летного состава, аэрофотосъемка, патрулирование трубопроводов и линий электропередачи, корпоративное использование и VIP перевозки, поиск и спасение, борьба с пожарами, обслуживание работ на нефтяных шельфах, сельскохозяйственное использование и экологический мониторинг. Разнообразное быстросъемное дополнительное оборудование позволяет расширить общепринятый круг задач задачами специального назначения.
В России вертолет может быть востребован для частных и корпоративных перевозок, удобен, комфортен, как хорошая иномарка.
Летно-технические характеристики вертолета МD 600 N
Наименование /Значение
Масса /
Максимальная взлетная масса, кг /1859
Масса полезной нагрузки внутри, кг /961
Масса полезной нагрузки на внешней подвеске, кг /1361
Стандартный запас топлива, л /435
Силовая установка /
Rolls-Royce 250-С 47, л. с. /808
Взлетная мощность, л. с. /600
Летные характеристики /
Максимальная крейсерская скорость, км/ч /269
Скороподъемность, м/с /8, 7
Практический потолок, м /6100
Потолок висения вне влияния земли, м /4176
Дальность полета (САУ, 1500 м), км /733
Размеры /
Число лопастей/диаметр несущего винта, м /6/8, 4
Рулевая система /NOTAR
Общая длина с вращающимся винтом, м /11, 2
Длина фюзеляжа, м /9, 3
Высота, м /2, 9
Высота без втулки, м /2, 4
Ширина фюзеляжа, м /1, 4
Ширина полозьев шасси, м /1, 9
Клиренс, м /0, 7
Вместимость, чел. /1+7
Конкуренты / /
Наименование /беll 407 /AS 350 B 2
Взлетная масса, кг /2268 /2250
Масса полезной нагрузки, кг /1040 /1065
Мощность силовой установки, л. с. /813 /732
Максимальная скорость полета, км/ч /128 /133
Скороподъемность, м/с /9, 8 /8, 5/11
Дальность полета, км /612 /693
Практический потолок, м /5680 /4587/6100
Вместимость, чел /1+6 /1+6
Размеры кабины, м: / / длина высота ширина /1, 49 1, 09 1, 24 /2, 0 1, 3 1, 64
Объем кабины, м 3 /2, 39 /2, 97
Объем багажного отсека, м 3 /0, 045 /0, 098
Стоимость, $ /1 458 800 /1 267 519