Высший арбитражный суд (ВАС) внес в Совет Федерации законопроект по изменению 95-й и 118-й статей Устава железнодорожного транспорта (УЖТ). Авторы законопроекта предлагают усилить ответственность перевозчиков за сохранность грузов.
Во время представления законопроекта на заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям заместитель начальника управления Высшего арбитражного суда Алена Кроф так объяснила необходимость внесения изменений в устав. По ее словам, Устав железнодорожного транспорта вступил в противоречие с Гражданским кодексом (ГК) в части определения презумпции виновности. Согласно статье 95 устава виновным за порчу или утрату груза считается перевозчик, который по определению должен доказывать в суде свою невиновность. В то же время статья 118 того же документа гласит, что виновными в утрате или порче груза являются грузоотправитель или грузополучатель, которым также предстоит доказывать невиновность в суде. Таким образом, в уставе уравновешиваются права перевозчиков и грузоотправителей. Но, по мнению Алены Кроф, в правоприменительной практике суд чаще всего пользуется 118-й статьей, ставя таким образом грузоотправителя и грузополучателя в заведомо проигрышное положение. Это и противоречит ГК
Председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов в своей пояснительной записке пишет: "Статья 795 Гражданского кодекса РФ в качестве общего правила возлагает на перевозчика бремя доказывания обстоятельств для освобождения его от ответственности".
Главными критиками устава, причем как на вышеупомянутом заседании Совета Федерации, так и в стенах Государственной думы, остаются металлурги.
Генеральный директор ЗАО "Металлургтранс" Алексей Хорунжий считает, что 118-я статья УЖТ составлена таким образом, что делает перевозчика неуязвимым перед судом. "Наличие хотя бы одного факта из пяти обстоятельств, указанных в 118-й статье УЖТ, позволяет перевозчику не доказывать свою вину за утрату или повреждение груза", - заключает он.
Другими словами, сегодня железнодорожники не несут ответственности за порчу или утрату груза в момент сдачи его грузополучателю, если пломбы на вагоне целы и сам вагон, пришедший на станцию, не имеет следов взлома или каких-либо других повреждений.
Инициаторы законопроекта из ВАС предлагают усовершенствовать устав по принципу "есть статья - есть проблема, нет статьи - нет проблемы". Они считают, что нужно убрать из устава статью 118, а оставить только статью 95, в которой подробно расписать, в каких случаях железнодорожный перевозчик несет ответственность за несохранность грузов.
В редакции 95-й статьи УЖТ, представленной членам комиссии Высшим арбитражным судом, к примеру, говорится, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если он не сумеет доказать, что утрата произошла по обстоятельствам, зависящим от грузоотправителя. Железнодорожники также должны отвечать за недостатки тары или упаковки, убывание, связанное с естественными свойствами перевозимых грузов, за перевозку груза с неисправным запорно-пломбировочным устройством и т.д.
Кроме того, ВАС предлагает возложить на перевозчика ответственность за недостоверные, неточные или неполные сведения, указанные грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной и в заявлении на отправку багажа.
Отношение железнодорожников к инициативе ВАС высказал начальник департамента грузовой и коммерческой работы ОАО "РЖД" Юрий Косов. Он обратил внимание на то, что согласно уставам автомобильного, внутриводного транспорта, а также согласно Кодексу торгового мореплавания перевозчик освобождается от ответственности за сохранность грузов, находящихся внутри опломбированных контейнеров.
"Почему "привилегию" отвечать за содержимое опечатанных грузов предоставляют только железнодорожникам?",
- возмутился Юрий Косов и объяснил сенаторам, какие последствия вызовет законопроект в случае его принятия. Учитывая то, что РЖД грузит 50 тысяч вагонов и 15 тысяч контейнеров в сутки и столько же разгружает, то для тотальной проверки грузов потребуется нанять приблизительно еще 70 тысяч человек - столько людей понадобится для визуального контроля. Однако для выполнения требований новой редакции УЖТ потребуется проверять состояние груза и внутри упаковки. Для этого нужны дополнительные специалисты. Кроме того, придется пересмотреть тарифные условия. Такой объем работы будет означать полную парализацию железнодорожного транспорта, считает Юрий Косов.
Как выяснилось, законопроект, представленный
ВАС, уязвим еще по одной позиции. "Накануне вступления в ВТО Президент страны поставил перед нами задачу привести российское законодательство в соответствие с международным правом. А представители Высшего арбитражного суда не представили нам экспертных оценок по его соответствию", - обратил внимание представителя ВАС сенатор Николай Рыжков. Его поддержал председатель комитета по естественным монополиям Михаил Одинцов. "Зачем нам менять отдельные статьи устава, если сейчас рабочая группа Минтранса занимается разработкой его новой редакции? Будет лучше, если рабочая группа учтет пожелания коллег из Высшего арбитражного суда", - считает он.