На рынке контейнерных перевозок Северной дороги доля "ТрансКонтейнера" (филиал РЖД) составляет 25 %. Экспедиторы организуют 30 % перевозок, остальное идет через предприятия дорожного подчинения, которые до сих пор видят в "ТрансКонтейнере" конкурента.
Для Севера с его сырьевым и промышленным потенциалом контейнерные перевозки могут стать "точкой экономического роста". Если в 1999 году погрузка контейнеров на Северной дороге составляла 0, 56 % от общего объема погрузки, то уже в прошлом году она достигла 1, 58 % - это 276 контейнеров в сутки. На сети дорог СЖД занимает 8-е место по этому показателю. На экспорт идет 30 % контейнерных грузов дороги.
"Необходимо сделать этот перспективный вид перевозок максимально привлекательным, удобным и доступным для клиента. Здесь наши интересы совпадают с интересами дороги и наших партнеров-экспедиторов. Мы стараемся наращивать объемы контейнерных перевозок, предлагая клиенту выгодные условия доставки грузов и высокий уровень сервиса" , - говорит начальник территориального отделения "ТрансКонтейнера" на СЖД Николай Максимов.
Сейчас на дороге развивается доставка груза ускоренными контейнерными поездами по специально проложенным графикам. Она позволяет в разы сократить время доставки груза и повысить его сохранность. Такой поезд формируется на одной станции и идет в адрес одного грузополучателя без переработки на сортировочных станциях.
Первый на сети ускоренный контейнерный поезд был сформирован на станции Низовка Северной дороги в 1999 году. Он доставил бумажную продукцию Котласского ЦБК на станцию Антропшино Октябрьской дороги всего за 32 часа, а одиночный контейнер идет по этому же маршруту 9 суток. В прошлом году ускоренными поездами было перевезено уже 55 % всех контейнерных грузов магистрали.
Крупные грузоотправители быстро оценили преимущества новой технологии перевозок. Так, недавно ОАО "Архбум" специально для работы с ускоренными контейнерными поездами построило механизированную грузовую площадку на своих подъездных путях. Это позволило сократить время формирования поезда с двух суток до 10 часов.
В ноябре прошлого года с контейнерной площадки станции Архангельск-Город отправился ускоренный контейнерный поезд, на который впервые в России была оформлена единая транспортная накладная. До этого для оформления перевозочных документов на один такой поезд требовалась работа шести товарных кассиров, каждый контейнер оформлялся отдельно. Теперь у двух кассиров на ту же операцию уходит чуть больше часа. В итоге время подготовки поезда к отправке сократилось с 24 до 8 - 9 часов.
Для "переключения" грузов с автотранспорта и крытых вагонов на крупнотоннажные контейнеры "ТрансКонтейнер" внедряет на Северной дороге технологию доставки "от двери до двери". Перевозчик берет на себя все хлопоты, связанные с перевозкой груза разными видами транспорта. Достаточно заплатить за услуги в одном месте, а остальное сделают агенты отделения.
В январе северным отделением "ТрансКонтейнера" "от двери до двери" доставлено 2, 5 тысячи контейнеров. Их могло быть намного больше, имей отделение свои агентства хотя бы в крупных контейнерных пунктах дороги. Всего на СЖД 50 контейнерных терминалов, 30 из которых работают ежесуточно. На большинстве из них услуги по контейнерным перевозкам оказывают либо частные экспедиторы, либо вообще никто. Но частники нередко задирают цены на свои услуги, и грузоотправитель вынужден платить.
По мнению работников "ТрансКонтейнера" , их присутствие на местах могло бы изменить ситуацию, ведь их расценки одинаковы на всей территории дороги.
Увеличение числа представительств (сейчас их всего 3) поставит клиента в более выгодные условия, а компании принесет дополнительные доходы. Проблема лишь в том, чтобы ввести дополнительных агентов в жестко лимитированное штатное расписание ТО "ТрансКонтейнер" на СЖД.
Пока же доля "ТрансКонтейнера" на рынке контейнерных перевозок дороги составляет всего 25 %. Экспедиторы организуют 30 % перевозок, остальное по старинке идет через предприятия дорожного подчинения. При этом работники механизированных дистанций до сих пор видят в "ТрансКонтейнере" конкурента, который "отбирает" их доходы. Поэтому они могут проигнорировать груз с запорно-шюмбировочными устройствами территориального отделения, не пустить на площадку нанятый им автотранспорт или потребовать от его клиента рассчитываться за погрузку непосредственно с дистанцией. "Такая "конкуренция" никому не на пользу. Клиент просто не пойдет в этот бардак. Мы должны конкурировать с частными операторами и экспедиторами, а не бодаться с железнодорожниками. Перетягивание одеяла внутри РЖД не добавляет компании ни прибыли, ни авторитета" , - говорит Николай Максимов.
И напротив, отношения "ТрансКонтейнера" с настоящими конкурентами сейчас в большей степени партнерские. Выйти на международный рынок трудно, за рубежом нет агентской сети, а потому 75 % экспортных перевозок организуют крупные экспедиторские фирмы. "Трансконтейнер" как владелец подвижного состава и контейнеров кровно заинтересован в увеличении экспортных перевозок, поэтому оказывает экспедиторам поддержку и содействует привлечению клиентов.
"На Северной дороге мы организуем перевозки экспортных грузов собственными контейнерами. На данном сегменте рынка "ТрансКонтейнер" сегодня нам не конкурент, ведь он занимается преимущественно внутренними перевозками.Зато это наш партнер, вместе с которым мы стараемся улучшить качество перевозок. А вот с перевозчиками, работающими на внешний рынок, у нас сейчас достаточно серьезная конкуренция. Клиент выбирает тех, кто предлагает более дешевые либо более качественные услуги. Компании-однодневки сходят с дистанции, на экспортном сегменте контейнерного бизнеса остается несколько крупных экспедиторов и операторов" , - говорит директор ЗАО "Танаголд" Олег Китайчик.
На внутреннем рынке картина сходная. Отделение не стремится экспедировать грузы самостоятельно. Если частник справляется сам и объемы перевозок растут, то выигрывают от этого все. Но когда можно предложить клиенту более выгодные условия доставки, чем у экспедитора, "Транс-Контейнер" делает это. "У нас деловые, продуктивные отношения с "Транс-Контейнером". Здоровая конкуренция пойдет всем только на пользу. Поле для развития контейнерных перевозок в России, и в частности на Севере, огромное и практически непаханое. На нем всем хватит места" , - считает директор ООО "Модуль" Александр Альшуллер.
Ярославль