С появлением специального скоростного контейнерного поезда "Меркурий" на Калининградской дороге объем контейнерных перевозок вырос более чем в два раза.
"Меркурий" - второй после "Русской тройки" подобный проект в сфере контейнерных перевозок на сети российских железных дорог. В перспективе маршрут нового поезда станет продолжением линии транспортировки продукции из Китая на Запад. Руководство регионального отделения филиала ОАО "РЖЦ" "ТрансКонтейнер" уже приняло заявку на перевозку в Калининградскую область нескольких сотен контейнеров, приходящих в Москву из Китая, которые затем будут доставляться в страны Западной Европы.
"Меркурий" был сформирован "ТрансКонтейнером" в июле 2005 года и уже за первые семь месяцев своей работы перевез 904 контейнера, сообщил "Гудку" начальник территориального отделения компании Иван Тарасевич. Только в январе новый поезд перевез 415 контейнеров, из них 316 крупнотоннажных, по 40 футов. Между тем в прошлом году за тот же период Калининградская железная дорога перевезла 189 контейнеров, из них только 84 крупнотоннажных.
К моменту появления поезда местный рынок транспортных услуг был жестко поделен между предприятиями, предоставляющими услуги по автомобильным и морским международным контейнерным перевозкам. Особенно много грузов уходило на судах в порт Усть-Луга Ленинградской области после ввода в эксплуатацию морской паромной переправы в порту Балтийск осенью 2004 года.
На дороге считают, что появление "Меркурия" сделало услуги КЖД по-настоящему конкурентоспособными. К примеру, скоростной поезд доставляет грузы из Калининграда на подмосковную станцию Кунцево-2 за 52 часа - в два раза быстрее, чем по морю или на автомобильном транспорте. Чтобы продемонстрировать грузоотправителям возможности нового поезда, руководству дороги пришлось пойти на риск: первое время поезд перевозил в основном порожние контейнеры.
Помимо ускорения самой перевозки, преимуществом железнодорожного транспорта является доставка "от двери до двери". Кроме того, благодаря достигнутой с Литвой и Белоруссией договоренности "Меркурий" проходит упрощенный таможенный контроль на границах с этими странами, что дополнительно сокращает время доставки.
По расчетам специалистов "ТрансКонтейнера" , конечная стоимость доставки с учетом выигрыша во времени на 12 % ниже, чем на других видах транспорта.
По словам заместителя начальника КЖД по перевозкам Алексея Черняева, к дороге теперь обращаются грузовладельцы, которые до этого много лет работали с другими перевозчиками. В том числе крупные компании "МосБалтТранс" и "Атолл". Недавно впервые был выполнен заказ на перевозку скоропорта на станцию Кунцево-2 в рефрижераторных контейнерах из морского торгового порта, рассказал Алексей Черняев.
В основном клиентами нового поезда являются калининградские производители. Однако выгодность доставки "Меркурием" оценили также Белоруссия и Литва. Следуя через эти государства, поезд забирает с их железных дорог платформы и вагоны, груженные контейнерами. По словам заместителя начальника компании "Литовские железные дороги" Юзефа Синуты, скоростной контейнерный поезд помогает реализации двустороннего проекта "2К" , призванного регулировать грузопотоки в порты Клайпеда и Калининград.
В 2006 году планируется заключить несколько крупных контрактов, в том числе с немецким предприятием, поставляющим комплектующие для производства автомобилей на завод "Автотор" , и двумя крупными польскими фирмами. Поляки предложили заключить на 2006 год договор на перевозку в Калининградскую область 40 контейнеров еженедельно через пограничную станцию Железнодорожный. Калининградцам это предложение выгодно, так как станция до сих пор была слабо загружена.
Калининград