Экономика и управление. Флот растет и... молодеет

Состав и основные тенденции развития мирового торгового флота по основным типам судов

На основании опубликованных статистических данных мировой торговый флот на конец 2004 года насчитывал 29 035 судов различных типов общим дедвейтом 848 586 тыс. т. Сегодня, как и много лет назад, лидирующее положение среди типов судов по количеству единиц и общему дедвейту занимают танкеры и балкеры, которые оттеснили сухогрузные суда общею назначения, которые много исков были лидерами.

В 2004 году танкеры по количеству судов составляли 25,8% и по дедвейту 41,6% мирового торгового флота, со средним дедвейтом в 47,1 тыс. т; балкеры соответственно представлены 20,2% по количеству, 36,5% по дедвейту, а средний дедвейт судов этого типа 52,9 тыс. тонн. С развитием контейнеризации в тройку лидеров вошли и суда нового типа — специализированные контейнеровозы, которые по количеству составляют 10,7%, а по дедвейту 11% мирового флота, при этом средний дедвейт контейнеровозов составляет 30,1 тыс. т. Группа разных судов, в состав которой входят суда ро-ро и ро-ло, пассажирские суда, суда для генеральных грузов, рефсуда, лихтеровозы и специальные суда, составляет по количеству судов 43,3% мирового торгового флота, а по дедвейту — 10,9%. Средний дедвейт судна этой очень разнородной группы равен 7,3 тыс. тонн. Полагаем, что подобная структура мирового торгового флота будет сохраняться на ближайшую перспективу.

В табл. 1 представлен состав флотов 20 стран-лидеров по количеству торговых судов, оперирующих под собственным флагом. Эта группа владеет торговым флотом, который составляет по количеству судов 33,0% от всего мирового флота, а по дедвейту соответственно

18,4%. Шесть государств: Греция, Япония, Германия, Китай, Норвегия и США занимают в указанной последовательности первые места как по количеству судов, так и по общему их дедвейту. Несколько иначе располагается группа лидеров по среднему дедвейту.

На первом месте Саудовская Аравия — 122,6 тыс. тонн, затем Иран — 73,4 тыс. тонн, Гонконг — 69,0 тыс. тонн, Греция — 55,0 тыс. тонн, Индия — 45,5 тыс. тонн и Тайвань — 44,6 тыс. тонн.

Больше всех танкеров и балкеров у Греции, как по количеству, так и по дедвейту. Лидером же по количеству контейнеровозов и их дедвейту является Германия. Больше судов разного типа у России, а лидером по дедвейту судов разного типа является Китай. В нижней части таблицы 1 по каждому типу судов, принадлежащих 20 странам, приведены в процентах их количество и дедвейт относительно данных по всему мировому флоту.

В табл. 2 представлен возрастной состав мирового торгового флота по состоянию на 01.01.2003 года и приведен общий дедвейт по каждой возрастной группе основных типов судов. Из таблицы видно, что значительная часть мирового торгового флота построена после 1991 года. Из статистических источников известно, что до 2003 года около 27% мирового торгового флота, включающего суда дедвейтом свыше 10 тыс. тонн, было построено до 1981 года, а 73% судов такого дедвейта было построено после 1981 года. При этом только 11% контейнеровозов было построено до 1981 года, в то время как разных судов для генеральных грузов было построено до 1981 года 48%. В табл. 3 показаны заказы мирового торгового флота по состоянию на 01.01.2004 года по количеству и дедвейту судов основных типов. При этом учитывались суда дедвейтом более К) тыс. т. Из трех типов судов, пользующихся особым спросом, заказано почти 50% танкеров, 23% балкеров и 28% контейнеровозов. В заказах более 50% танкеров дедвейтом до 70 тыс. тонн со средним дедвейтом около 40 тыс. тонн и менее 50% танкеров дедвейтом более 70 тыс. тонн со средним дедвейтом свыше 165 тыс. тонн. Строительство танкеров гигантов не получило широкого распространения. В настоящее время заказаны контейнеровозы общей вместимостью 808 800 TEU, при этом средняя вместимость одного контейнеровоза составляет свыше 3 000 TEU. Из 255 заказанных контейнеровозов 20% контейнеровозы вместимостью до 2 000 TEU (средней вместимостью 1 244 TEU), 28% контейнеровозов вместимостью от 2 000 до 3 999 ТЕU (средней вместимостью 2 645 TEU) и 52% контейнеровозов вместимостью 4 000 и более TEU (средней вместимостью 4 289 TEU). Прослеживается тенденция строительства крупных контейнеровозов. Таким образом, по состоянию на начало 2004 года было заказано: 13,6% танкеров от действующих танкеров в составе мирового торгового флота, соответственно 4,5 % балкеров и 13,3% контейнеровозов. Эти цифры свидетельствуют о нормальных темпах обновления и роста танкеров и контейнеровозов. Темпы обновления балкеров несколько ниже. Таблица 1: Состав торгового флота 20 мировых лидеров стран собственников флота на 01 июля 2004 года (дедвейт тыс. тонн)

***

таблица в бумажной версии издания

***

Таблица 2. Возраст основных типов судов мирового торгового флота на 01 января 2003 года

***

таблица в бумажной версии издания

Источник: U.S. Marad, Statistics

***

Таблица 3. Заказы основных типов судов мирового торгового флота по состоянию на 01 января 2004 года

***

таблица в бумажной версии издания

Источник: Lloyds Register/ Fairplay

***

Таблица 4. Мировой контейнерный флот в 2001-2004 годах (тыс. TEU)

***

таблица в бумажной версии издания

Источник: Clarkson Research Studies, Clarkson Register

***

Таблица 5. Типы контейнеровозов

***

таблица в бумажной версии издания

***

Таблица 6. Состав мирового контейнерного флота по возрасту на 31.12.2004 года (тыс. TEU)

***

таблица в бумажной версии издания

Источник: Clarkson Research Studies, Clarkson Register

В табл. 4 приведено изменение структуры мирового контейнерного флота с 2001 по 2004 год. За последние годы наблюдается замедление роста и даже некоторое снижение количества фидерных (малых) контейнеровозов. Происходит незначительный рост числа средних контейнеровозов и относительно более быстрыми темпами увеличивается количество крупных контейнеровозов вместимостью 4 000 и более TEU. На конец 2004 года было заказано 4 малых контейнеровоза, менее 200 каждого из средних типов (в табл. 5 показаны общепринятые названия типов контейнеровозов и их вместимость в TEU) и свыше 400 крупных контейнеровозов.

В таблице 6 показан средний возраст мирового флота контейнеровозов по их типам. Общеизвестно, что контейнеровозный флот сегодня самый "юный" и эта тенденция в ближайшие годы будет сохраняться.***

Выводы

Состав мирового торгового флота показывает, что ро-ро, ро-ло и лихтерные перевозки не получили столь широкого распространения, как это ожидалось в 60-70-х годах прошлого века. Специальные суда для этих перевозок затерялись где-то в группе "разные", несмотря на то, что в свое время им придавалось стратегическое значение в организации специальных военных перевозок. Они также не стали серьезными конкурентами контейнерным перевозкам, которые однозначно выиграли это соревнование. За истекшее десятилетие в практике перевозок даже не появились морские суда с "пристегивающимися" бортовыми трюмами. Не получили широкого распространения и атомные энергетические установки па судах торгового флота. Сказался бойкот подобных судов мировой общественностью, которая борется за охрану окружающей среды. Универсальные суда для генеральных грузов не сходят так быстро со сцепы, как ожидалось, и продолжают сохранять свою нишу в составе мирового торгового флота. Они и сегодня подтверждают свою гибкость и всепригодность для стратегических перевозок. Появились специальные суда-автомобилевозы, специальные суда для перевозки тяжеловесных грузов. Их число соответствует международной торговле этими специальными грузами.

Большие перемены произошли в традиционном танкерном флоте. Возможно временно, остановилось рекламное соревнование между мировыми судостроительными компаниями по строительству самого крупного танкера. Мировые перевозки сырой нефти определили оптимальный размер танкера для своих целей с учетом реальной сегодня обстановки на водных путях и в местах погрузки/выгрузки, а также с учетом ремонта этих гигантов. Существенной была техническая революция по повышению безопасности перевозок и охране окружающей среды. Это прежде всего танкеры с двойным корпусом и с раздельной балластной системой. Получает дальнейшее развитие относительно новый тип танкеров — химовозы, а также газовозы. Очевидно, что количество судов этих типов в составе мирового торгового флота будет увеличиваться в соответствии с требованиями мирового рынка этих товаров.

И, кстати, растет спрос и, соответственно, предложение малых судов для отдыха и путешествий...

***

фото:

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости