СПб. Власти намерены изменить правила игры в порту Петербурга для того, чтобы получать больший доход от сдачи в аренду своей собственности.
Валентина Матвиенко, губернатор СПб, в прошлом году заявила, что городской бюджет за 2005 г. получил от порта всего $5,7 млн налогов. Владелец причалов - ФГУП "Росморпорт" (81900)* получает от их аренды ненамного больше.
Операторами самого большого количества причалов в порту являются ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (70899)* (33 причала), ОАО "Петролеспорт" (91175)*
(11 причалов), ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (99758)* (7 причалов). ООО "Морской рыбный порт" (50547)* с шестью причалами занимает по этому показателю четвертое место.
Удлинить срок
Все причалы в порту принадлежат федеральному центру, и управляет ими специально созданное в 2003 г. ФГУП "Росморпорт". Кроме того, существуют также бывшие достроечные стенки судостроительных заводов, ОАО "Кировский завод" (99476)* и пр., переоборудованные для перевалки грузов, и находящиеся в частной собственности.
Дороже всего стивидорам обходится аренда причалов для перегрузки нефтепродуктов ($3-5 за каждую переваленную тонну). Стоимость аренды остальных причалов в разы ниже. По оценкам экспертов, от $4,5 тыс. до $15 тыс. в месяц за один причал. Как рассказал Александр Светличный, директор контейнерного терминала ОАО "Петролеспорт", сейчас "Росморпорт" пытается проводить реформу системы распределения причалов для того, что бы они передавались в аренду на длительный срок, а взамен бы увеличивалась их стоимость (сейчас большинство причалов сдаются в аренду сроком на 11 месяцев с правом пролонгации договора).
Кому нужны причалы
Опрошенные "ДП" эксперты сомневаются в том, что причалы "Морского рыбного порта" смогут использоваться сторонними компаниями без его участия. Проблема - в слишком узкой прилегающей к ним территории (всего около 15 м). За ней располагается на арендованной на 49 лет у города самим "Морским рыбным портом" портовая инфраструктура.
"На причальной линии, сопоставимой с причалами "Морского рыбного порта" (около 1 км), можно организовать перевалку примерно 750 тыс. TEUs контейнерных грузов в год (80% от нынешнего уровня петербургского порта), - рассуждает Александр Светличный. - Однако для них необходимы большие территории, которых там нет, поэтому было бы логично сохранить перевалку рефрижераторных грузов".
"Для бункерного рынка интерес к причалам рыбного порта не будет высоким, в перевалке здесь могут быть заинтересованы только специализирующиеся на дизельном топливе компании - "ЛУКОЙЛ-Нева" (48808)*, "Карго Девелопмент", "Кокет Марин Ойл", "Петросервис", - считает Надежда Малышева, главный редактор ИАА "Портньюс".
Вместе с тем по соседству с рыбным портом группа компаний "Осло Марин" строит крупнейший в стране автомобильный терминал. Пока он может рассчитывать только на один причал 94.
Надежда Малышева, главный редактор ИАА "Портньюс": "Стоимость документации для открытия бизнеса на этих причалах (паспорт причала, декларации о готовности причала, о безопасности ГТС, лицензии на производимые на причале работы) может составить 3-4 млн рублей на один причал".
***
$162 млн - чистая прибыль, по оценкам экспертов, петербургских стивидоров в 2005 г.