Железнодорожный монополист лишил частных операторов возможности перевозить крупнотоннажные контейнеры в полувагонах
Частные грузовые перевозчики в очередной раз пострадали от действий "Российских железных дорог". Монополист фактически лишил других операторов возможности перевозить крупнотоннажные контейнеры в полувагонах. Это далеко не первый конфликт РЖД с частными перевозчиками с начала этого года. По мнению участников рынка, компания пытается вытеснить конкурентов и такими нерыночными методами решить задачу по повышению капитализации в преддверии выхода на IPO. В начале апреля РЖД провело проверку соблюдения правил перевозки крупнотоннажных контейнеров в полувагонах, в ходе которой было выявлено 249 нарушений, 214 из них касались вагонов частных операторов. По сообщению РЖД, контейнеры в этих вагонах размещались без применения специальных средств крепления, что создавало угрозу обеспечению безопасности движения. По итогам проверки РЖД разослало телеграмму NВП-38-74. устанавливающую строгий контроль над погрузкой контейнеров. В телеграмме есть ссылка на требования МПС 2000 года, разрешающие перевозить груженые крупнотоннажные контейнеры исключительно в глуходонных полувагонах, а порожние - в люковых полувагонах при соблюдении техники крепления.
Удар по частным перевозчикам
Это распоряжение ударило по бизнесу частных операторов.
Как рассказали "Бизнесу" в одной из частных компаний, значительное число контейнеров перевозилось в люковых полувагонах, и это позволяло сделать перевозки в полувагонах более эффективными. Дело в том, что в России с запада на восток наблюдается более мощный грузовой поток, чем в обратную сторону. Компаниям невыгодно подавать в порты порожние фитинговые платформы. Вместо этого туда состав везет груз в полувагонах, а обратно в них же везут контейнеры. Теперь перевозка контейнеров в полувагонах практически запрещена.
Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов утверждает, что телеграмма мотивирована исключительно необходимостью обеспечения безопасности перевозочного процесса. При этом она не ограничивает операторов в использовании полувагонов для перевозки контейнеров. Единственным условием является соблюдение требований крепления. Но участники рынка в благородные мотивы РЖД не верят и считают, что изменения продиктованы стремлением монополиста задействовать закупленные ОАО "Трансконтейнер" фитинговые платформы, часть которых простаивает.
"Частные операторы дают скидки, имеют большой парк, за счет этого клиенты предпочитают обращаться именно к нам. Сейчас из перевозок выпадает большое количество вагонов, остается только „дочка" РЖД „Трансконтейнер", которому выгодно работать в условиях дефицита", - говорит представитель одного из частных операторов. В "Трансконтейнере" эти обвинения отрицают. По словам пресс-секретаря компании Олега Смолина, недостатка фитинговых платформ нет как у "Трансконтейнера", так и у частных операторов. Более того, отмечает Смолин, с 1 июля "Трансконтейнер" начнет работать на тех же условиях, что и частные операторы, и также будет оплачивать порожний пробег платформ.
Причины такой реакции со стороны частных операторов в "Трансконтейнере" видят в том, что они долгое время относились к технологиям крепления контейнеров к полувагонам спустя рукава. "Частным компаниям, которые пытаются стать универсальными перевозчиками, надо идти не по пути наименьшего сопротивления, а продумывать логистические схемы контейнерных перевозок и не забывать о правилах безопасности", - считает Смолин.
Общепринятая практика под запретом
Участников рынка в свою очередь удивляет внезапность проверки РЖД: никаких происшествий, связанных с перевозками контейнеров, не было. "Полувагоны использовались под контейнерные перевозки в течение не одного десятка лет, почему в таком случае раньше не возникало вопросов по поводу безопасности? Подобные вопросы не решаются скоротечно, нужно было созвать комиссию с участием основных перевозчиков и учесть интересы всех сторон", - считает первый заместитель генерального директора ОАО "Национальная перевозочная компания" Валерий Шпаков. "Это означает, что до этого все станции принимали полувагоны с контейнерами внутри к перевозке, не проверяя соответствие этим инструкциям. И РЖД, не наказав своих, пытается наказать всех остальных. Возили годами таким способом", - говорит директор информационных проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов.
Защитить свои интересы частным операторам сложно. Если раньше утверждением и согласовыванием технических условий занималось МПС, сейчас эти функции четко ни на кого не возложили. "Мы на сегодняшний день подали заявки на несколько дорог, устно нам отказывают. Нет никаких сроков, в которые должны рассматриваться эти документы", говорит представитель частной компании.
Конфликтная монополия
Между тем только с начала года это уже второй крупный конфликт РЖД с частными операторами. Как писал "Бизнес", в начале февраля РЖД разослали в региональные филиалы телеграммы, согласно которым было ограничено курсирование частных и арендованных за рубежом вагонов по сети железных дорог и ужесточались правила приписки вагонов к станциям железных дорог. Эти изменения также нанесли серьезный удар по частным операторам. Их составы вынуждены были простаивать, поскольку не принимались станциями. В итоге частные перевозчики обратились в Минтранс, который издал распоряжения, облегчающие приписку и отменяющие полигон курсирования.
Участники рынка расценивают действия РЖД исключительно как проявление недобросовестной конкуренции. "РЖД ведет себя как монополист, поддерживающий свое положение на рынке (целью реформы РЖД является ликвидация этой монополии. - „Бизнес"). Это второй удар по финансовому состоянию частных операторов", - говорит Алексей Безбородов. По мнению аналитика, монополисту сейчас важно реализовать планы по созданию Грузовой перевозочной компании и выводу ее на IPO, для чего необходимо повысить капитализацию. "Это легко можно сделать, забив всех конкурентов на рынке", - считает Безбородов.