Загруженность порта замедляет поставки и повышает издержки
СПб. Факторы дешевизны и скорости, характерные для контейнерных перевозок в целом, при поставках через Петербург не столь очевидны.
Морские контейнерные перевозки грузов - одно из самых перспективных направлений во всемирной логистике. Год за годом наращиваются объемы грузов, перевозимых в контейнерах. В настоящее время весь Мировой океан покрыт сетью судоходных линий, и на планете фактически нет места, куда из Петербургского порта нельзя было бы отправить 20- или 40-футовый сухой или рефрижераторный контейнер. К тому же это самый удобный способ перевезти груз именно в том виде и упаковке, как этого требует производитель товаров. Контейнеры универсальны, и именно благодаря этому морские контейнерные перевозки часто являются главной составляющей мультимодальной перевозки.
Простой в копеечку
Однако в последнее время экспедиторы все чаще попадают в немилость к заказчикам в связи с участившимися случаями задержки поставок, простоев и вынужденных переплат.
Татьяна Епечурина, генеральный директор Транспортно-экспедиторской компании "Транс-Экс", говорит, что, когда речь идет о срочном товаре из Европы, становится выгоднее везти грузы автотранспортом. "Главным козырем морских контейнерных перевозок всегда была скорость, быстрота. Но участившиеся случаи простоя значительно усложняют отношения экспедиторов с заказчиками. За каждый день простоя приходится платить. Цены и так растут, а еще и общая затратная сумма на перевозки увеличивается за счет надбавок. Экспедитор становится бесправным звеном процесса, которому диктуют свои условия и морские перевозчики, и порт, и клиенты", - сетует Татьяна Епичурина.
Другие пути дороже
Сорокафутовые рефрижераторные контейнеры можно доставлять и иным транспортом, но речь пойдет и о других деньгах.
Вадим Трифонов, начальник отдела логистики "СВТС-Брокер", говорит, что альтернатива есть: те же объемы можно транспортировать автомобильным путем или по железной дороге.
"Но это выйдет значительно дороже, даже с учетом переплаты за простой судов, простой транспорта на погрузку, нарушение сроков доставки заказчику. Я уже не говорю о потерях при открытой кредитной линии на груз, когда ты его только взял, а деньги уже надо заплатить, - говорит эксперт. - Многие судоходные линии к тому же увеличили стоимость фрахта именно в порт Санкт-Петербурга по той причине, что всем уже известно: порт перегружен, плохо работает, суда не успевают разгружать".
Сергей Корецкий, совладелец транспортно-экспедиторской компании "ПАРТНЕР" (входит в холдинг ARIVIST), отмечает, что работать с контейнерными терминалами в порту становится все сложнее. В качестве примера он приводит сокращение срока льготного хранения на Первом контейнерном терминале с 15 до 5 дней.
Рост замедляется
По мнению Сергея Корецкого, вкупе с другими сложностями организации морских перевозок существует опасность того, что грузопотоки могут уйти в порту соседних стран.
"Рост грузопотока на Петербург снижает обороты - это статистика. Суда с импортной продукцией успешно и без задержек идут через финские и прибалтийские порты. России эти деньги, по всей видимости, не нужны", - заключает Сергей Корецкий.