Консультации и информация

В поисках альтернативы арабской нефти

30 лет назад, 17 октября 1973 г., Арабские страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией прекратили поставки нефти в Америку.

Эмбарго арабских стран на поставку нефти в США в 1973 г. стало символом политического хаоса и экономических неурядиц, на Западе в период нефтяных потрясений 70-х гг.

Через 30 лет вновь заговорили о нехватке нефти и кризисе. Ближний Восток снова на грани хаоса не только из-за недовольства арабских стран американской поддержкой Израиля, но и из-за военной оккупации Ирака. После малой активности в 90-е гг. вновь активизировалась ОПЕК. Хотя цена за баррель нефти остается на уровне 30 долл., западная экономика находится в застое, а ОПЕК в сентябре 2003 г. вновь потрясла рынок, заявив о дальнейшем сокращении производства.

Более того, конгресс США ведет заключительные переговоры по всеобъемлющему энергетическому законопроекту, основанному на мнении Белого дома о существовании серьезного кризиса с поставками энергоносителей. "Совершенно ясно, - заявляет Буш, - что спрос превосходит предложения".

Вопреки ожиданиям 70-х гг., сейчас не приходится говорить о нехватке нефти: в мире достаточное количество углеводородов. Благодаря прогрессу технологии разведывательных работ в настоящее время в мире больше разведанных запасов нефти, чем три десятилетия назад. Даже если через несколько десятилетий запасы нефти начнут истощаться, имеются огромные запасы нестандартной нефти (например, битуминозные пески Канады).

Удивительный взлет новаций в нефтяной технологии явился итогом инвестиций крупных нефтяных компаний Запада в не входящие в сферу влияния ОПЕК регионы, например, Аляску и Северное море. Развитие нефтяных скважин этих регионов, несомненно, помогло контролировать рыночные возможности стран ОПЕК. Но, к несчастью для потребителя, эти мощные источники нефти в скором времени войдут в фазу необратимого упадка. Это создает серьезные проблемы для крупных нефтяных компаний, которые так или иначе должны пополнять резервы, иначе падение их акций станет неизбежным следствием такой ситуации.

В своем последнем исследовании Международное энергетическое агентство (МЭА) высказывается, что нефтяной промышленности необходимо в ближайшие 30 лет инвестировать не менее 2,2 трлн. в разведку месторождений и добычу нефти. Много говорят об огромном росте потребностей в нефти таких быстро развивающихся гигантов, как Индия и Китай. Но из этой суммы лишь 1/4 пойдет на удовлетворение растущего спроса на нефть; остальная, по мнению ученых, будет направлена на возмещение производства, которое уже падает или скоро начнет падать. Д. Ергин из "Cambridge Energy Research Associates", оказывающей консалтинговые услуги нефтяной промышленности, отмечает: "Ежедневно руководители всех крупных нефтедобывающих компаний просыпаются с мыслями о том, как восполнить имеющиеся у них нефтяные резервы". Если западные нефтяные компании не найдут новых источников поставок нефти, доля стран ОПЕК будет все возрастать, а вместе с тем возрастать и их влияние.

Куда обратить свои взоры фирмам? Таким спасительным местом для них индустрии может стать Сибирь. После длительного отказа привлекать зарубежные инвестиции на развитие своей нефтедобычи Россия вроде бы готова пойти на это. И крупнейшие нефтяные компании наперебой предлагают свои услуги, поскольку у России, не считая Ближнего Востока, имеются самые крупные в мире залежи нефти.

Если Россия даст согласие, то крупнейшие нефтяные компании смогут пополнить свои резервы. Однако это не значит, что Запад нашел противовес странам ОПЕК. Одна из проблем заключается в том, что добыча нефти в тундре сопряжена с гораздо большими издержками, чем в песках Ближнего Востока. На добычу одного барреля нефти в пустынях Саудовской Аравии или Ирака уходит 1 долл., а на выкачивание одного барреля нефти в России - 2,5 долл.

Другой причиной слабости позиций России по сравнению с ОПЕК является ее неспособность предельно форсировать производство. У Саудовской Аравии имеется много избыточных мощностей, которые можно задействовать, чтобы урегулировать цены и ликвидировать перебои в поставках. Поскольку нефть России находится в частных руках, она никогда не сможет выполнять подобной роли: ни один из руководителей нефтяной компании не может пойти на такое расточительное расходование денег вкладчиков.

Россия не сможет явиться противовесом Саудовской Аравии и по другой причине. В. Заноян из консалтинговой фирмы "PFC Energy" указывает, что многие порты России замерзают на несколько месяцев в году. Даже если русские освоят дополнительные мощности, от этого будет мало толку, раз нефть нельзя будет быстро поставить на рынок. Когда в результате политических событий в Нигерии и Венесуэле снизиля экспорт нефти накануне вторжения США в Ирак, именно быстрая доставка саудовской нефти не позволила ценам подскочить до еще более высокого уровня.

Проблема с нефтью заключается в ее размещении, а не в недостатке. 25% разведанных ресурсов нефти находится в руках Саудовской Аравии. Если добавить сюда четыре соседних эмирата, то доля нефтяных запасов Ближнего Востока, находящихся в руках ОПЕК, возрастает до 2/3. Россия же обладает всего 5% мировых резервов (Ирак около 10%). Резервы в арктической части Аляски вообще ничтожны по сравнению с этим.

К тому же поскольку ближневосточные поставщики нефти придерживают развитие своего производства, чтобы поддержать цены, у них будет еще много нефти, после того как не входящие в ОПЕК страны истощат свои нефтяные ресурсы. Вот почему в докладе МЭА говорится, что рыночная доля стран Ближнего Востока (и в первую очередь Саудовской Аравии) будет лишь увеличиваться в ближайшие два десятилетия.

Все это свидетельствует о том, что позиция Буша с акцентом на поставки нефти не освободит мировую экономику от тисков ОПЕК. Что же касается акцента на спрос, то здесь картина совершенно иная. А. Ловинс, директор Института Роки-Маунтин, "мозгового центра" по природным ресурсам, является одним из тех, кто считает, что политика, ориентированная на спрос с целью поощрения эффективности в расходовании энергии и консервации, может оказать значительную помощь.

Уменьшение связи между потреблением энергии и объемом производства в богатых странах мира объясняется рядом причин. Одна из них - активный переход от производства к услугам и информатике, которые требуют меньше энергетических затрат. Другая причина - поощрение более экономного использования энергии. В Европе и Японии правительства ввели более высокие налоги на энергию на основании того, что отрицательные "экстерналии", связанные с использованием нефти, не отражаются в ее рыночной цене. В Америке политики решили для поощрения эффективности использовать регулирование, а не цену.

Самым важным и противоречивым является Закон о средней экономии топлива корпорациями ("CAFE"). В результате этой меры топливная эффективность произведенных в США новых автомобилей возросла в 1978 - 1987 гг. в среднем на 2/5.

С 1977 по 1985 гг. ВВП США вырос на 27%, а использование нефти упало на 17%. Объем импорта нефти в США уменьшился за этот период почти наполовину. Ловинс полагает, что резкое падение интенсивности использования нефти в американской экономике "на целое десятилетие подорвало возможность ОПЕК диктовать свои цены". В конце 80-х гг. в картеле возникли противоречия, и мир жил в условиях сравнительно низких и стабильных цен почти до самого конца 90-х гг.

Такие меры по снижению спроса, как CAFE помогли сдерживать мощь картеля. Однако автомобильной индустрии этот Закон не нравился, и за последние несколько лет ее лобби в конгрессе удалось воспрепятствовать поднятию планки экономии на новую высоту и закрытию лазейки, которая позволяет выводить из-под контроля CAFE грузовики и спортивные автомобили. В итоге Америка вновь встала на путь расточительного использования нефти. За последние два года средняя топливная эффективность американских машин снизилась до уровня двадцатилетней давности.

Что помимо этого может предпринять Запад, чтобы уменьшить возможность нового нефтяного потрясения? Для начала накапливать запасы нефти. Во время арабского эмбарго в странах Запада не было каких-либо значительных запасов нефти. С тех пор богатые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласились с необходимостью иметь трехмесячные запасы нефти и создали МЭА, чтобы следить за выполнением этого.

Критики полагают, что политики чрезмерно вмешиваются в управление стратегическими запасами; некоторые даже считают, что эти меры не приносят никакой пользы. Однако глава МЭА К. Мандиль утверждает, что они играют важную "страховочную роль", давая Саудовской Аравии стимул для резкого увеличения производства в целях предотвращения будущего нефтяного шока. Если Саудовская Аравия не увеличит темпов добычи в экстремальных условиях, то, как полагает Мандиль, она будет знать, что МЭА всегда может выбросить на рынок свои запасы.

Однако стабильность режима Саудовской Аравии далеко не гарантирована. В случае потери Саудовской нефти Запад может продержаться лишь нескольких месяцев. Необходимо изыскивать новые источники нефти за пределами стран ОПЕК и повышать эффективность использования нефти внутри стран потребителей. Но лишь изыскав радикальную альтернативу нефти, страны-потребители могут освободиться от опасной зависимости от Саудовской Аравии и ее соседей. Использование водородного топлива и таких альтернатив, как биоэтанол, возможно лишь через 10-20 лет даст желаемые результаты, если активно действовать уже сейчас. Пока же зависимость мира от нефти и, в первую очередь, от Саудовской Аравии повышает существующие риски.

"Economist"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости