Инфляция - данность. Ее невозможно избежать вообще. Можно только принять меры по ее снижению. Вот уже несколько лет подряд в качестве серьезных средств борьбы с инфляцией рассматриваются "овощные караваны" и коммунальные рынки. Но является ли насыщение рынка дешевыми фруктами и овощами универсальным рецептом?
По данным Национального агентства по статистике, в январе - декабре 2005 года инфляция составила 7, 6 процента. Окончательных данных пока нет, но известно, что Национальный банк прогнозировал верхний предел инфляции в 2005 году на уровне 7 процентов, как это и определено индикативным планом развития.
Подсчитали прослезились
Попытаемся, оперируя данными Нацстатагентства, определить наиболее болезненные точки рынка, тянущие тенге вниз.
В декабре инфляция составила 0, 9 процента. На рынке продовольственных товаров яйца подорожали на 5, 5 процента, фрукты и овощи - на 4, 7 процента, молочные продукты - на 2, 6 процента, рис - на 1, 6 процента, мясо и мясопродукты - на 0, 7 процента, крупы - на 0, 3 процента.
Цены на одежду и обувь выросли на один процент. Примерно на полпроцента поднялись цены на товары личной гигиены (зубная паста, мыло, стиральный порошок) и предметы домашнего обихода. Усилиями правительства, запретившего экспорт нефтепродуктов, бензин стал дешевле на 0, 9 процента, на полтора процента вздорожало дизтопливо, что объяснимо сезонными колебаниями.
Плата за услуги жилищно-коммунальной сферы и учреждений образования увеличилась на 0, 2 процента, пассажирского транспорта - на 0, 3 процента, здравоохранения - на 0, 4 процента, ресторанов и гостиниц - на 1, 3 процента.
А теперь, поцокав языком по поводу дороговизны на базаре и в продовольственном ларьке, вспомним, как два года назад тогдашний председатель Нацбанка Григорий Марченко нашел истинных виновников инфляции - торговцев овощами. Помнится, тогда правительство всерьез задумалось над созданием программы удешевления овощей и фруктов и даже попыталось возложить решение этой проблемы на Госпродкорпорацию. Предполагалось даже выделить этой организации 3, 5 млрд тенге. Но дело закончилось торжественным наступлением: все на те же грабли. "Подсчитали - прослезились:".
Дело в том, что такой подход не учитывает ряд практических моментов. В стране крайне мало овощехранилищ. Сразу обнаруживается недостаток автотранспорта, контейнеров, мелкой тары и встает вопрос об источниках их приобретения. Кроме того, потребуется расширение штата корпорации за счет водителей, экспедиторов, кладовщиков, охранников и прочего персонала. Возникает еще один важный вопрос, который и в советское время служил источником головной боли: как устанавливать нормы естественной убыли и порчи овощей, каковы будут убытки бюджета в связи со списанием негодной продукции?
Создание государственных запасов овощей и управление им представляется крайне неэффективным, так как породит массовую коррупцию в процессе заготовки, реализации и хранения. Эту проблему невозможно было решить в условиях жестко централизованной советской экономики. А сейчас - тем паче, так как 50 процентов продукции сельского хозяйства производится на личных подворьях граждан и лишь 27 процентов - в крестьянских хозяйствах. Расчеты с ними придется вести в наличной форме, что практически означает полную их непрозрачность и неконтролируемость.
Помидор на весах
рынка
Есть и другие основания сомневаться в плодотворности идеи о создании "овощного госзапаса".
Во-первых, при более внимательном взгляде очевидно, что рост цен на овощи незначительно влияет на общий индекс потребительских цен. Судите сами: доля затрат на покупку овощей в структуре расходов населения составляет всего 4, 5 процента. Например, при годовом росте цен на овощи на 15 процентов общий индекс потребительских цен увеличится только на 0, 67 процента.
Во-вторых, межсезонный рост цен всегда сменяется их сезонным снижением, что ведет к выравниванию общего ценового уровня. Например, в 2004 году средний индекс цен на овощи составил 99, 5 процента. Не выше, не ниже. Это и понятно: рынок сбыта любого продовольственного продукта ограничен: желудками потребителей. Как говорится, "брюхо злодей - впрок не накормишь!".
В-третьих, подсчитано, что значительная часть расходов населения приходится на непродовольственные товары (25-26 процентов), продукцию животноводства (21-22 процента), хлеб и хлебопродукты (11-12 процентов), коммунальные услуги (18 процентов). Удорожание именно этих товаров и услуг определяет темпы инфляции. К примеру, анализ ситуации на рынках Астаны показал, что цены на мясо возросли с начала года в среднем на 70 процентов.
Кстати, о мясе. В республике уже предпринималась попытка создания "мясного запаса родины". Но практика деятельности созданной специально для этого корпорации "Мал онимдери" показала, что государство напрямую не может эффективно решать проблему закупа, переработки и реализации сельхозпродукции. Очевидно, что эта сфера - прерогатива малого и среднего бизнеса. А роль государства заключается в том, чтобы обеспечивать бизнесменам доступ к кредитам, рынкам сбыта, лизингу оборудования и развивать инфраструктуру торговли.
Базар и рынок не одно и то же
Похоже, главная причина сезонного удорожания овощей, как, впрочем, и всей сельхозпродукции, кроется не столько в "кознях" перекупщиков или дорожных поборах, сколько в слабой инфраструктуре хранения и оптовой торговли. В настоящее время торговля овощами и фруктами идет по схеме "поле - прилавок". Ограниченные возможности каналов розничной торговли не позволяют осуществлять крупные поставки овощей на рынок, а интенсивная торговля ими продолжается до первых заморозков. Торговля животноводческой продукцией, наоборот, идет в основном в осенне-зимний период, когда личные подворья ведут забой излишнего молодняка. Поэтому вопросы создания современной системы хранения и оптовой торговли должны решаться в первоочередном порядке.
Ясно, что отечественное сельское хозяйство в ближайшие два-три года не сможет достичь таких же темпов роста, как доходы населения. А это значит, что "межсезонную брешь" на продовольственном рынке в экстренном порядке можно закрыть лишь за счет импорта. Причем импортировать придется не только овощи и фрукты, но и молоко, и мясо, и колбасы. Волей-неволей придется либо снизить пошлины на импорт (что было частично сделано в прошлом году), либо отменить их вообще. Однако есть опасение, что такой путь борьбы с инфляцией может доконать отечественного производителя.
Остается одно - развивать отечественную инфраструктуру торговли. Несмотря на наши коллективные камланья о повсеместном развитии рыночных отношений, сектор массовой торговли продолжает оставаться едва ли не самым неразвитым. За годы независимости Казахстан так и не принял ни одного законодательного акта, регламентирующего деятельность оптовых и розничных рынков:
Между тем в развитых странах важную роль в продвижении продукции сельского хозяйства выполняют оптовые продовольственные рынки. На постсоветском пространстве они получили широкое развитие пока только в России. В Москве, Волгограде, Астрахани, Твери, Туле, Тольятти, Кемерово, Новокузнецке, Владимире они действуют с 1994 года. Например, в Москве в этом году к уже существующим девяти оптовым рынкам с этого года добавится еще 14 новых.
Современный оптовый рынок - это помещение, предназначенное для хранения товаров и заключения сделок. В нем размещаются филиалы банков, страховых компаний, служб информационного обеспечения и безопасности, автостоянки. Оптовые рынки позволяют сократить количество посредников с трех-четырех до одного, а торговую наценку - со 100 до 30 процентов. Оптовый рынок (не путать с нашей "оптовкой"!) дает возможность легализовать капиталы на рынке продовольствия и контролировать безопасность продукции.
Оптовые рынки заключают прямые договоры сдачи в аренду торговых и складских помещений хозяйствам и оптовым продавцам, которые кроме оптовой торговли в определенные дни ведут и розничную продажу продукции. За счет создания условий для хранения своей продукции и непосредственной торговли на рынке цены могут снижаться на 30-40 процентов. Каково?!
В прошлом году с предложением о выделении бюджетных средств для постройки восьми оптовых продовольственных рынков (в Алматы, Астане, Караганде, Атырау, Костанае, Павлодаре, Усть-Каменогорске и Актау) выступила Госпродкорпорация. Ее специалисты оценивают строительство одного такого рынка в 15 млн долларов, включая торговые точки, складские и холодильные помещения общей площадью до 25 тысяч квадратных метров, автостоянки и подъездные железнодорожные пути для доставки больших объемов продукции. Для обустройства одного оптового рынка требуется 7-10 гектаров. Срок окупаемости оптового рынка - в среднем 6-7 лет.
Есть еще один действенный прием избежания дороговизны на рынках - оптовые биржи. В развитых странах, в том числе странах Юго-Восточной Азии, на которые так любят ссылаться наши экономисты, опыт бирж находит самое широкое применение в торговле. Ни одно яблоко, ни один помидор не попадает к потребителю, не пройдя процедуры оптовых торгов. У нас же идею бирж дружно похоронили:
Приходится признать, что в погоне за суперпроектами, которые, по мнению некоторых наших экономистов, должны обеспечить нам безоблачное инновационное будущее, мы забываем о насущных проблемах своих граждан. А экономика нам за это мстит подспудным ростом инфляции.
Вспомним историю. Западные страны проходили долгий путь поступательной эволюции экономических отношений, начав с мануфактур и придя к запуску космических кораблей. Мы же иногда пытаемся решить проблему полумерами типа "овощных караванов".