ДИВИДЕНДЫ ЗА ИДЕЮ

Инфраструктура и кадры пока остаются самым слабым местом создающихся ОЭЗ

В ЧИСЛЕ "презентантов" первого Московского международного форума, посвященного особым экономическим зонам в России, присутствовали и две ОЭЗ промышленно-производственного типа - больше пока в стране нет - татарстанская "Елабуга" и липецкая "Казинка". Первая будет специализироваться на производстве комплектующих к авиатехнике и химических товарах. Конек второй - машиностроение и электротехника. Выиграть правительственный конкурс при 72 участниках, представляющих половину российских регионов, само по себе - большая удача. Потеснить маститых претендентов, не первый год работающих на широкий рынок, трудно вдвойне, тем более когда имя твое по сути неизвестно широкой публике.

Чем же взяло небольшое село под Липецком? Какие козыри выложило на стол?

В области, где расположена "Казинка", сегодня уже действует около ста предприятий с иностранными инвестициями. На них трудятся около 70 тысяч человек, или почти каждый пятый из числа занятых в сфере производства. Сама область давно внушает инвесторам доверие. По экспертным оценкам, она отнесена к регионам с уровнем развития выше среднего.

Первыми в России липчане получили национальный рейтинг международного агентства Fitch "А плюс", что означает - хорошие бюджетные показатели, отсутствие долгов, высокую кредитоспособность, достаточную степень прозрачности экономики и финансовой отчетности. Редкий случай: объем иностранных инвестиций в области уже превысил цифры ее консолидированного бюджета. По этому соотношению Липецк опережает даже Москву. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал здесь составляет 20 процентов. То есть потенциальных инвесторов ждет земля вполне обетованная, риски по российским меркам минимальны.

Специализация на машиностроении и электротехнике не сторонняя идея - она выглядит вполне закономерно, учитывая почти десятилетний опыт сотрудничества липчан с итальянскими компаниями. Именно они проложили дорогу иностранным инвесторам в Липецк.

По кооперации с коллегами с А-пеннин здесь организовано масштабное производство новейшей высокотехнологичной бытовой техники. Начинали с холодильников "Стинол". В дальнейшем всего за год итальянцы построили новый завод стиральных машин. В кратчайшие же сроки на основе смешанного капитала в Грязинском районе, вблизи будущей особой экономической зоны, вырос крупнейший в Европе центр логистики.

На территории ОЭЗ (площадь более 10 квадратных километров) имеется практически вся необходимая инфраструктура - железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения. Закладываются и дополнительные объекты - инженерные сети, водопровод, канализация, трансформаторные подстанции. Строительство идет за счет федерального и областного бюджета, что еще больше повышает привлекательность территории для частных инвесторов. Но и они в свою очередь обязаны выполнить ряд условий. В ОЭЗ не будет места низкотехнологичным и загрязняющим экологию производствам, не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Льготы положены только тем предприятиям, что изначально ориентируются на технологии будущего. По предварительным подсчетам, до 2012 года реализация проекта позволит привлечь около 25 миллиардов рублей инвестиций, создать 12-13 тысяч новых рабочих мест. А поступления в федеральный бюджет увеличатся с 3, 5 миллиарда рублей за 2006-2008 годы до 42 миллиардов в 2012 году.

- Особая экономическая зона из высокотехнологичных, наукоемких производств немыслима без высокой культуры деловых отношений, - говорит губернатор Липецкой области Олег Королев. - И расчета. Одно рабочее место в ОЭЗ, по нашим прикидкам, потребует создания трех-четырех в других отраслях: в строительстве, на транспорте, в социальной сфере вне зоны.

Официальное открытие ОЭЗ "Казинка" состоялось в январе. Но сказать, что она начала полноценно функционировать, пока нельзя.

- В резидентах недостатка нет, - сказал мне руководитель территориального управления ОЭЗ Владимир Лаврентьев. - Всего планируем привлечь к работе более пятидесяти фирм, при этом будем ориентироваться на то, чтобы зона получилась многопрофильной. Основная проблема - окружающая зону инфраструктура, ее узкие места способны затормозить нормальное развитие "Казинки". Железные и автомобильные дороги уже сейчас не справляются с возрастающим грузопотоком. Из-за незавершенности реконструкции возникают заторы на трассе Москва-Ростов. Для ускорения строительства, с учетом запланированного обхода города Ельца, нужны серьезные средства из федерального бюджета. Или разрешение частнику войти в пай со своими вложениями. В основательной реконструкции нуждается липецкий аэропорт: необходимо его расширить, оснастить таможенным терминалом с приданием международного статуса.

ОЭЗ предъявит повышенные требования к профессиональному уровню кадров. Однако и сейчас многие липецкие предприятия испытывают недостаток квалифицированных рабочих, инженеров, менеджеров. Вузы и профессионально-технические училища региона еще не обеспечивают подготовки кадров международного класса. На первых порах липчанам обещали помочь итальянские партнеры. Но необходима и государственная комплексная программа подготовки кадров, учитывающая потребности особых экономических зон.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости