Генеральный директор ОАО "Полиграфоформление" Максим Яковлев: Не перетаскивайте старые грузы
Когда изобретатель конвейера Генри Форд утверждал, что "бедность происходит от перетаскивания старых мертвых грузов", он имел в виду отсталые технологии. Но Максим Яковлев, рассказывая, как фирма после приватизации осваивалась в новом качестве на рынке, в том числе в споре с зарубежными конкурентами, вспоминает те же слова корифея бизнеса и по поводу условий развития предпринимательства:
- У нашего предприятия большая история. Когда-то оно было даже поставщиком Императорского двора. В 1994 году, когда компанию приватизировали, выяснилось, что у нас минимум пятнадцатилетнее отставание от западных фирм. По сравнению с ними мы были просто технологически несостоятельны. Но провели массу переговоров с потенциальными инвесторами. И в конце концов их нашли, благодаря чему смогли закупить самое современное оборудование.
- Это и решило дело?
- Не только. Тогда в стране катастрофически не хватало производственных мощностей, удовлетворявших потребности рынка. Но по прошествии определенного времени многие компании смогли модернизировать производство и конкуренция сместилась в ценовую область. Потом цены у всех практически сравнялись, начался этап конкуренции качества. Потом - качества в широком смысле этого слова, когда в это понятие включается и качество отношений с клиентом. Это сроки доставки, логистика, транспорт, то есть сервис. А он тоже должен быть основан на самом современном оборудовании, таких же технологиях.
Потому мы даже при всех наших прогрессивных технологиях и новом оборудовании создали еще специальные службы, даже своего рода целую систему внедрения инноваций.
- Обычная система по евростандарту...
- Компания состоит в международной организации независимых производителей упаковки Global Packing Alliance. В нее входит пять компаний: по одной в Бразилии, Америке, Австралии, Европе, у нас - мы. Та, что в Бразилии (я там был), называется Goncalves - одна из лучших компаний в мире. 70 процентов продукции, которую они производят и доставляют клиенту, он использует в течение 24 часов после того, как она была привезена. При этом у них все поставки застрахованы (если они не поставили вовремя, страховая компания платит заказчику компенсацию, а сплоховавшая компания наказывается - у нее возрастает сумма страховки). У них есть своя информационная система, в которую клиент может войти и узнать, в какой стадии находится исполнение его заказа. Зарплата там, кстати, одна из самых высоких в Бразилии. Эффективность труда - одна из самых высоких в мире. Вот такой компанией мы хотим стать. Хотим, но пока отстаем лет на восемь. И выходит, чтобы догнать, должны намного опережать конкурентов в темпах развития.
- По силам это?
- Вполне. Но для уверенности нужен стабильный налоговый режим, который оставлял бы достаточно средств для развития. И заинтересованная поддержка власти, которая понимает: что хорошо бизнесу - хорошо стране, городу, всем нам. И создает для этого подходящие условия.
Как будто бы первые шаги новой городской администрации, депутатского корпуса говорят о том, что на это можно рассчитывать. Но хотел бы при этом заметить, что в создании благоприятных условий для развития бизнеса нам не нужно даже ориентироваться на преуспевающий Запад. Наши условия должны быть лучше - слишком велико отставание. (А такое у большинства российских предприятий.) В этом смысле тем более во вред "перетаскивание старых мертвых грузов" отношений бизнеса и власти, которые за годы реформ все не могли настроиться на равноправный партнерский лад.
- Предположим, эти отношения настроятся на нужный лад. Что тогда - как сможет преуспеть фирма?
- Мы представляем собой хорошую среднюю компанию, которая хочет стать крупной. По рыночной массе мы крупнее Goncalves (с точки зрения объема продаж), но с точки зрения владения процессом нам до них еще далеко. Но вот открываю годовой отчет одной известной фирмы и читаю, что 50 процентов продаж - а это компания с оборотом 20 млрд евро - они получили от бизнесов, которые пять лет назад не существовали. А почему у нас так не получится? Большой бизнес происходит из малого и среднего. Правда, это однозначное правило для стран с давней рыночной экономикой. Наши "гиганты социндустрии" сразу в свое время родились большими. Но рынок и рассудит, насколько они полезны экономике, запросам людей. (Конечно, опять же при подходящих условиях развития бизнеса.) Мы же растем естественным путем: прогнозируя эти запросы и стараясь им соответствовать. Надеясь при этом, что условия развития предпринимательства будут меняться в лучшую для нас сторону, когда нам ничего не останется, как только грамотно вести себя на рынке.