Несмотря на грозные симптомы, российский производитель компьютеров уверен, что азиатские конкуренты пока ему не опасны
ЛЕТОМ 2004 ГОДА В МОСКВУ приехала тогда еще президент Hewlett-Packard Карли Фиорина. Во время встречи с журналистами на вопрос автора: "Не скучно ли вам на IТ-рынке? Ведь компьютеры стали обыденной вещью - как ботинки, автомобили или минеральные удобрения!" - г-жа Фиорина, рассмеявшись, ответила решительным "нет". По ее мнению, рынок информационных технологий, развивающийся намного быстрее остальных и, более того, по-прежнему обусловливающий рост прочих рынков, скучным не станет еще долго.
Действительно, в России год от года на покупку компьютеров тратят все больше и больше денег: в среднем объем расходов на них увеличивается на 20%, и предпосылок к прекращению этой тенденции нет. Уровень развития (точнее, недоразвития) IТ-сервисов таков, что, по единодушному мнению участников рынка, темпы закупок вычислительной техники государством и компаниями не снизятся на протяжении как минимум двух лет. Продолжает расти также сбыт ПК в розницу, для ряда отечественных компаний этот сектор рынка теперь важен не менее корпоративных поставок.
Российские компании чувствуют себя на IТ-рынке очень уверенно. По словам Михаила Елашкина, директора аналитической компании Elashkin Research, безусловными лидерами здесь наряду с Hewlett-Packard и IBM являются отечественные производители - группа компаний "Аквариус" и корпорация Kraftway Computers. Кроме того, 50% рынка, если не больше, принадлежит так называемым самосборщикам - мелким компаниям и кустарям-одиночкам, собирающим компьютеры на заказ.
Однако мы вправе задаться вопросом: не подвергнется ли переделу российский рынок компьютерного "железа", если на него придут китайские и тайваньские игроки? В минувшем году они сумели нанести если не сокрушительный, то уж точно ощутимый удар по российским производителям ноутбуков и теперь прямо заявляют о планах экспансии на рынке настольных машин.
В начале осени 2005 года прекратилась продажа ноутбуков iRU - "раскрученной" марки, одной из лидирующих в России. Причина - непреодолимый демпинг азиатских производителей, прежде всего тайваньской Acer.
"Агрессивная ценовая политика и мощный демпинг мировых производителей привели к перераспределению сил между российскими и зарубежными поставщиками ноутбуков, они перестали быть высокодоходным продуктом. С целью оптимизации расходов в конце августа 2005 года было принято решение о закрытии сборки на территории РФ и переносе производства под торговой маркой iRU в Азию (в действительности же его просто прекратили. - "BusinessWeek Россия"). Самым сильным игроком в нижнем ценовом сегменте, где российские сборщики чувствовали себя наиболее комфортно, стала компания Acer. Она не только выдавила российских производителей ноутбуков, но и значительно ослабила позиции традиционных лидеров рынка", - говорит по этому поводу Ирина Шеховцова, руководитель РR-службы MERLION, чьей дочерней компанией была NCA-Group, выпускавшая ноутбуки iRU. В нынешнем году MERLION, правда, обещает возобновить производство под торговым знаком iRU, но это будут уже не ноутбуки.
В российском представительстве Acer комментировать обвинение в демпинге корреспонденту "BusinessWeek Россия" отказались.
Возможно ли аналогичное давление на рынок настольных систем? Китайская Lenovo, ставшая всемирно известной после покупки в 2005-м бизнеса IBM по производству ПК и ноутбуков, не скрывает агрессивных намерений. Денис Решин, генеральный директор Lenovo в Восточной Европе и Азии, заявляет: "Lenovo является третьим в мире производителем персональных компьютерных систем, занимая 7% мирового рынка. Амбициозные цели мы преследуем и на российском рынке. Lenovo в результате альянса с отделом персональных компьютерных систем IBM наследовала более чем 30-летний опыт работы в России. Основными конкурентами Lenovo в корпоративном сегменте являются Dell и HP. Что касается среднего и нижнего ценового сегмента, то здесь выделяется Acer".
Как видим, российские компании Lenovo главными конкурентами и не считает. Наши, впрочем, не очень-то ее боятся. Старший вице-президент корпорации Kraftway Ренат Юсупов обращает внимание на принципиальное отличие производства ноутбуков и настольных систем: "Во всем мире, не только в России, рынок ноутбуков забрали компании из Азии. Acer - фактически государственная тайваньская компания, тамошний "Газпром". За ней стоят колоссальные финансовые ресурсы и поддержка правительства, за счет чего она может подавить любого локального производителя ноутбуков, тем более что все они так или иначе выпускаются именно в Азии. Настольные же ПК не требуют индивидуального проектирования, на этом рынке уживаются как транснациональные и локальные бренды, так и "самосборщики". Последним в США, например, принадлежит половина продаж ПК - так же, как и в России. На IТ-рынке вообще, как показывает мировой опыт, нет места средним по размеру компаниям. Выживают либо самые маленькие, либо самые крупные".
Вице-президент группы компаний "Аквариус" Владимир Шибанов говорит о том, что российские производители компьютеров теснят западных конкурентов: "Все больше наших компаний переходят на отечественные ПК. Понятно, что разница в качестве машин уменьшилась до предела, а в сервисе иностранные фирмы уже отстают от российских. Скорость поставки у нас тоже выше. Уже несколько лет большие компании с огромным количеством филиалов, где в соответствии с де-факто установленными корпоративными стандартами использовалась только западная техника, постепенно закупают наши, российские компьютеры. Яркий пример - Сбербанк, где сначала использовали только импортные машины, а сейчас там уже половина техники отечественного производства".
Оуэн Кемп, глава российского представительства Hewlett-Packard, утверждает ровно противоположное. Ссылаясь на данные аналитиков IDC, г-н Кемп констатирует, что за три квартала 2005 года на российском рынке компьютеров HP лидирует по объемам поставок ПК (в штуках) и темпам роста. В третьем квартале, заметим, идущие следом почти вровень Kraftway, "Аквариус" и DEPO сократили отставание.
Вполне возможно, что наделе противоречия тут нет. "IDC хорошо считает по западным компаниям. Ее отчеты точно отражают "белый" объем продаж западной техники в России. С отечественными же гораздо труднее: их данные закрыты. Сложнее и российским аналитикам: мы не получаем данных от западных компаний", - говорит Михаил Елашкин.
"Восточная угроза" для отечественного производителя, считает г-н Елашкин, исходит не от зарубежных поставщиков ПК, а от иностранных дистрибьюторов: "На этом рынке важнейшую роль играет не технология, а логистика. Немногие из наших компаний способны обеспечить логистику большой сборки, и, если со вступлением России в ВТО китайцы получат возможность свободно ввозить свою технику, это создаст принципиально иную ситуацию".
Кирилл Алявдин, руководитель пресс-службы DEPO Computers из группы компаний IBS, тоже не считает уязвимыми нынешние позиции отечественных сборщиков ПК, но обращает внимание на то, что подходящим моментом для азиатской агрессии станет момент, когда потребитель окончательно откажется от обычного компьютера в пользу мультимедийного центра или ноутбука: "При переходе к новым поколениям техники у российских компаний неизбежны трудности. Они, конечно, уцелеют. Возможно, ценой объединения или иного укрупнения".
Об этом же говорит и Ренат Юсупов: "Когда компьютер как товар претерпит те или иные качественные изменения, а это неизбежно, конкурировать с азиатами нам будет безумно тяжело, даже объединившись. У Kraftway не более трех лет, чтобы стать крупной компанией. Без укрупнения надеяться будет не на что".
Владимир Шибанов тоже видит потенциальную опасность изменения нынешней ситуации и последующего наступления конкурентов из Китая: "Если придут компании уровня Lenovo, а таких в Китае несколько, - нам придется трудно. Производственные возможности у таких конкурентов на порядок больше наших, их ресурсы огромны, и они могут позволить себе все".
***
Азиатские компании готовятся к агрессии на российском рынке компьютеров