При транспортировке комплектующих для сборки иномарок в России железнодорожная доставка остается наименее востребованной. Большинство заводов расположено недалеко от портов, и это позволяет им находить более дешевый способ перевозок. Между тем после организации производств внутри страны ситуация может в корне измениться. Автоконцерны въехали на российский рынок
По данным аналитического центра ОАО "Автосельхозмаш-холдинг" ("АСМ-холдинг"), за 2005 год в России было собрано 155 тыс. иномарок. Объем производства вырос на 17%. При этом несколько автозаводов были вынуждены приостанавливать свои конвейеры. Например, московский завод Renault "Автофрамос" не выпускал автомобили до старта производства новой модели Logan в апреле. ТагАЗ весной приостанавливал выпуск своей Accent из-за забастовок на заводе в Южной Корее.
Завод Ford во Всеволожске остановил конвейер в мае - перед запуском в производство новой модели Ford Focus II. Кроме того, профсоюз рабочих на заводе проводил несколько забастовок осенью, которые хотя и незначительно, но все же сказались на объеме выпуска. Сборка Kia Spectra на Ижавто началась только в августе 2005 года, а внедорожника Ssang Yong на Заводе микролитражных автомобилей - в самом конце декабря.
Большинство сборочных предприятий планируют увеличить объемы производства в ближайшие два-три года. Так, запланированный объем сборки на заводе Ford должен составить 60 тыс. автомобилей (против 30 с лишним тыс. в прошлом году). Такого же объема собираются достигнуть и на "Автофрамосе". Ижавто планирует собрать 25 тыс. автомобилей (против 2, 4 тыс. в 2005 году). "Северсталь-Авто" - до 4 тыс. автомобилей.
Заметим, что в ближайшие годы в России появится несколько новых сборочных производств. В конце 2007 года с конвейера завода Toyota в Ленинградской области должен сойти первый автомобиль. Объем производства уже на первом этапе должен составить 20 тыс. автомобилей, проектная мощность - 50 тыс. О планах по строительству завода в подмосковном Ступине официально объявил Volkswagen. Объемы производства пока не разглашаются.
В конце 2006 года "Северсталь-Авто" начнет сборку итальянских автомобилей Fiat из турецких комплектующих на Заводе микролитражных автомобилей в Набережных Челнах. Китайские производители - Chery и FAW ищут площадку для производства своих автомобилей в Новосибирске и Бийске. Рассматривают возможность строительства заводов в России японский Nissan и немецко-американский DaimlerChrysler.
Полусекретная логистика
Пропорционально должен вырасти и рынок поставок автокомплектующих. Между тем оценить его объем довольно трудно: автопроизводители неохотно раскрывают информацию об объемах поставок машинокомплектов и способах их транспортировки. "Освещение производственных процессов и логистических схем не входит в сферу наших интересов", - признался "Гудку" сотрудник пресс-службы одного из автопроизводителей. "Отделы логистики автопроизводителей обычно работают очень обособленно, и вообще логистику часто отдают на аутсорсинг, поэтому получить подобного рода информацию бывает сложно", - добавил менеджер по связям с общественностью Таганрогского автомобильного завода.
По данным "АСМ-Холдинг", на первом месте по объемам сборки иномарок находится СП GМ-АвтоВАЗ, где в 2005 году были собраны 46, 1 тыс. автомобилей, из которых более 40 тыс. - внедорожники Chevrolet Niva. Последние комплектуются по большей части отечественными деталями. ТагАЗ занимает второе место - 43, 6 тыс. автомобилей.
По оценке пресс-секретаря компании "Русская тройка" Дениса Сурнина, на завод поставляется порядка 20-22 тыс. TEU машинокомплектов из Южной Кореи в год. "Это небольшие объемы для контейнерных перевозок. И если у одного из лидеров они такие, то в среднем по рынку объемы должны быть еще меньше",
- признал он.
По оценке директора проектов информационно-аналитического агентства Seanews Алексея Безбородова, в один контейнер в зависимости от размера автомобиля помещается от двух (если это внедорожник) до четырех (если это малолитражка) автокомплектов. Половина этого объема доставляется морским путем (deep sea), другую половину делят между собой "Русская тройка" и "Трансконтейнер" в соотношении один к трем. По мнению Алексея Безбородова, скорее всего груз поступает в турецкие порты, а оттуда везется уже турецкими перевозчиками. "Азовское море вообще не приспособлено для захода океанских судов", - пояснил он.
При транспортировке по интермодальному маршруту контейнеры довозятся морем из Южной Кореи до порта Находка, перегружаются на Транссиб и идут в Таганрог. По словам представителя "Русской тройки", доставка через Транссиб существенно быстрее. В то время как морем груз идет около 40 дней, по интермодальному маршруту он доставляется через 22 дня, из которых около недели занимает доставка морем из Южной Кореи в порт Находка, три дня - оформление груза в порту и одиннадцать дней - транспортировка по железной дороге. При этом морской маршрут дешевле, однако цифры называть отказался. При этом у транспортировки морем наряду с временным фактором есть существенный минус - на нее оказывают значительное влияние nо-годные условия. Как сказал пресс-секретарь "Русской тройки", использование интермодального маршрута и существенное сокращение сроков доставки позволяют производителям оптимизировать логистику и оборотные средства. Оформление целого поезда по единой железнодорожной накладной и одной таможенной декларации сокращает время оформления груза на таможне с семи до трех дней. "Но данная схема применима только для однородного груза", - пояснил он.
Со вторым железнодорожным перевозчиком Hyundai и ТагАЗа - "Трансконтейнером" - "Русская тройка" не конкурирует, сказал Денис Сурнин. "Обе компании заинтересованы в увеличении грузопотока на Транссибе, и поэтому мы сотрудничаем. Так, если у одной компании в данный момент нет платформ под груз, их подает вторая",
- пояснил он.
На Транссиб "Русская тройка" планирует привлечь и других автопроизводителей Азиатского региона. Как заявил генеральный директор компании Владимир Чиснаков, в ноябре она намерена стать основным перевозчиком машинокомплектов Toyota из Японии в Санкт-Петербург. По словам Дениса Сурнина, переговоры между автопроизводителем и перевозчиком ведутся, однако о сумме контракта и объемах поставок можно будет говорить не ранее 2007 года. "Русская тройка" ведет переговоры и с калининградским "Автотором" о поставках машинокомплектов Kia.
По словам Дениса Сурнина, на российском рынке железнодорожных перевозок машинокомплектов кроме "Русской тройки" и "Трансконтейнера" существует еще только один игрок
- F. E. Trans, который поставляет машинокомплекты на завод Kia в Ижевске.
Кроме того, железной дорогой поставляются и машинокомплекты Ssang Yong для сборки на ЗМА. Об этом сообщил руководитель службы по продвижению и связям с общественностью "Северсталь-Авто" (владеет заводом ЗМА) Андрей Котерев. Правда, он не смог уточнить, какая логистическая компания занимается поставками. Андрей Котерев добавил, что в отличие от производств, расположенных близко к морским путям, например завода Ford во Всеволожске, для "Северсталь-Авто" при комбинации морской и автомобильной доставки оба плеча были бы слишком большими.
Ford, входящий по объемам производства в тройку лидеров, предпочитает морской путь. Железную дорогу компания не использует вообще. По словам РR-менеджера Ford в России Екатерины Кулиненко, большая часть машинокомплектов, произведенных на заводах в Германии, Испании и Великобритании, транспортируется морем, так как это наиболее дешевый способ.
По словам Алексея Безбородова, строительство новых автозаводов серьезно приближает производство к потребителю и, таким образом, увеличивает долю железной дороги и автомобильного транспорта в доставке машин. Между тем, напомнил Денис Сурнин, объем производства иномарок в России в 2006 году может составить 365 тыс. автомобилей. Соответственно прирост объема перевозок контейнеров только в направлении сборочных площадок составит порядка 86-100 тыс. TEU в год.
[Графические материалы:
ГЕОГРАФИЯ ПРОИЗВОДСТВА ИНОМАРОК В РОССИИ
Материал доступен в бумажной версии издания]