Буровые установки комбинированного типа на российском рынке буровых услуг: настоящее и будущее
ОЛАФ БОНЕ
Управляющий по производству работ и экономическому развитию в России "КЦА ДОЙТАГ Дриллинг ГмбХ"
Что компания КЦА ДОЙТАГ подразумевает под понятием "комбинированная установка"? Это современная буровая установка, которая соединяет надежные российские и передовые международные компоненты и технические решения. В русском языке есть слово "гибрид", но, насколько мы понимаем русский язык, это слово немного не подходит. Потому что мы не "выхватываем" оттуда и оттуда и смотрим, что получается, мы берем самое лучшее и в итоге получаем новый класс и новое качество. Надежность и мощность комбинированных установок позволяет эффективно и комплексно применять современные технологии процесса строительства скважин, не отдельные скважинные технологии, а комплекс, от начала до конца.
Комбинированные установки должны выполнять работы по бурению скважин с большим смещением забоя и больших конечных диаметров, безамбарное бурение, бурение на депрессии.
Конструкция установки должна соответствовать специфическим требованиям к буровым установкам для работы в условиях Крайнего Севера. Учитывается арктический климат, кустовое бурение, минимально возможная нагрузка на грунт, транспортные средства и логистика. Оснащение конструкции этих установок позволяет использовать их при развитии месторождений в соответствии с новыми методами и требованиями.
Блочная конструкция и последовательное применение надежных, быстроразъемных соединений и инженерных решений для удобства при монтаже и транспортировке гарантирует высокую монтажеспособность этих установок. И здесь последнее, но не последнее по значимости, условие заключается в том, что установка должна полностью соответствовать ГОСТу и современным требованиям безопасности труда, здоровья, защиты окружающей среды. Вот это мы понимаем под комбинированными установками.
Буровая установка серии 3900. В 2004 году мы произвели две таких установки на базе Уралмаш 3900/225 ЭК-БМ, оснащенные насосами УНБТ 950L и лебедкой ЛБУ 750 Э-СНГ В принципе начали производить их в стандартном исполнении, а затем, исходя из более чем 100-летнего опыта бурового предприятия и желаний клиента, мы поменяли верхний привод. Мы также поставили винтовые компрессоры типа Atlas Copco вместо стандартного оборудования, которое обычно предлагает "Уралмаш". Установили четырехступенчатую систему очистки SWACO. поменяли стандартный блок КТУ на блок производства компании BENTEC, поменяли станцию управления превенторами на CAMERON, хотя это и не напрямую относится к буровой. И по ходу работы или запуска этих установок системы КИП мы также частично заменили на ТОТСО и Martin Decker и перешли на центробежные насосы MISSION. Следующий наш шаг: из-за низкого качества российского талевого каната и особенно падения качества в последние месяцы мы попробуем использовать импортный талевый канат на данной установке.
Что можно сказать после полугода работы с этими установками нашего заказчика Shell Petroleum? Во-первых, несмотря на некоторые недостатки, эта установка работает и работает таким образом, что клиент очень доволен. На этой буровой мы сейчас делаем скважины направленного типа с конечным углом 80° со строгим соблюдением проектного профиля за 12-14 дней. Работы ведутся в районе Салыма. Нефтеюганска. Подобными установками наши коллеги из ССК бурят вертикально или близко к вертикали уже за 9 дней.
Что нас смущает в этой конструкции? Какие мы видим минусы? Хотя только что было сказано, что это высокая монтажеспособность, мы немного по-другому смотрим на подобные вещи. В России из-за низкого уровня монтажеспособности не привыкли обращать внимания на мелочи. Блочно-монтажная или блочная конструкция - это. конечно, очень хорошо. Но вот стыковка этих блоков - это как раз очень важная мелочь. Мы просто не хотим держать у себя бригаду сварщиков и тратить больше двух недель, чтобы сварить все эти соединения.
Неоптимальная эргономика. Сегодня это понятие становится все более важным. Я бы сказал, что это производственная эстетика. Буровая установка - это маленький завод. Чем больше установка, тем больше завод. И вопросы эргономики должны рассматриваться как на настоящем большом заводе. Это защита здоровья наших людей, безаварийность работ и так далее. С одной стороны, это инвестиции в металл, которые для нас. буровых подрядчиков, очень важны, с другой стороны, гораздо важнее наш персонал. И чтобы этот персонал выполнял свою работу качественно, мы должны создать соответствующие условия.
Некачественное исполнение электрооборудования. Это относится не к отдельным элементам, а к их соединению. Когда я получил первый перечень замечаний нашего электрика, я чуть в обморок не упал. Все-таки установка работает, и работает стабильно. 50% этого списка можно отнести к "мелочам" в исполнении. После их устранения такую установку можно нормально эксплуатировать. 20-25% этого списка - это то же самое, что. например, и в случае автомобиля Shkoda. В нем используются такие же детали, как и в автомобиле Audi, но разница между этими автомобилями существует. Остальные 25% можно отнести на любопытство немецкого электрика. Это его так воспитывали, и он здесь ни при чем. Это, конечно, уже, скажем так, немного хобби, но мне бы хотелось, чтобы еще ни одно поколение немецких электриков было так воспитаны.
Вопрос, который нам задавали, когда мы в первый раз столкнулись и начали сотрудничество с компанией "Уралмаш" (тогда еще ОМЗ). зачем вам это надо? Я могу сказать, что сегодня такие вопросы уже не задают. Это хорошо. Вы видите, что мы. в принципе, уже располагаем комбинированной установкой, которая совмещает детали западного производства и существующую хорошую конструкцию, позволяющую выполнять конвейерное бурение высокими темпами.
Каким мы видим дальнейшее развитие установок? Это разработка высокомобильной установки комбинированного типа грузоподъемности в 200 тонн; разработка комбинированной установки для одиночных скважин на базе грузоподъемностью 320-400 тонн. Если принять во внимание Ямал, то планируется и разработка комбинированной установки и для кустового бурения до 500 тонн. Причем грузоподъемность здесь не самое главное - для бурения с большими отходами важнее вопросы гидравлической мощности и крутящего момента.
Тесный творческий контакт между буровыми компаниями и изготовителями бурового оборудования мы считаем очень важной практикой и готовы ее развивать. Мы готовы принимать участие при разработке установок, готовы через свои требования толкать машиностроителей, готовы потом заказать такие установки, что немаловажно. Мы также ожидаем, что вопросы сервиса будут и должны развиваться. В частности, должно прийти новое поколение механиков, электриков. Этот вопрос должен помочь решить вопрос со стороны машиностроения. Еще один элемент сервиса - это обучение персонала. И, естественно, в сервисе скоро во главе угла будет стоять плановый предупредительный ремонт и поставка маленького количества запчастей, соответственно. Мы сталкиваемся с тем, что минимальная единица отгрузки - один вагон, шестьдесят тонн, но для подрядчика, который держит десять установок, это нереально. Здесь очень большое поле, где придется работать.
Надеюсь, что эти мысли мы сможем реализовать на базе заказов нашей стороны, которые планомерно идут и позволяют нам приобретать установки и запускать их в работу, чтобы решить будущие задачи развития новых месторождений и доработки старых месторождений.
***
Совместные проекты "КЦА ДОЙТАГ Дриллинг ГмбХ" и BENTEC GmbH
В Станке HR 5000 мы скомбинировали все лучшие достижения. В нем инкорпорированы все те системы, о которых шла речь в настоящем материале. Сейчас заканчивается контрольная сборка этого станка в Германии. Самое интересное в станке то, что он предназначен для кустового бурения. Этот станок блочно-модульный эшелонного типа, перемещается по рельсам. Также важным фактором является то, что установка спроектирована в соответствии со стандартами API и ГОСТа. Соответственно, мы выполняем все требования, которые важны для работы в России.
Аренд Ледден (см. стр. 76)
Установлены насосы 1 600 лошадиных сил, лебедка WIRTH GH 2000, верхний привод VACO TDS 11. Грузоподъемность этой установки 320 тонн. Остальное оборудование стандартное, как и в установке 3900. В комплекте идет установка для дизельгенераторной станции, то есть установка может работать и от сети, и автономно. И основное отличие этой установки - система обогрева: используется воздушный обогрев и комбинированный, воздушно электрический обогрев.
Олаф Боне
Мобильная облегченная буровая установка с нагрузкой на крюке 200 тонн. Все оборудование автономное, все находится в одном корпусе. Лебедка управляется с помощью джойстика, бурильщик также имеет свою собственную кабину управления, он работает в очень комфортных условиях. Планируется, что станок будет работать или от основного источника питания или от дизельгенератора.
При кустовом бурении можно таким образом построить схему расположения оборудования: трубы подсоединяются сбоку основания, соответственно, линии добычи могут располагаться с другой стороны. Поэтому кустовое бурение может проводиться с минимальным вмешательством в добычу. Все находится на трейлерах, все мобильное. Здесь как раз генераторные установки.
Аренд Ледден