Это не призыв, а насущная необходимость для тех предприятий, которые хотят продавать свою продукцию в розничной сети. Речь идет не только об уже привычных штрих-кодах, но и о новом направлении - радиочастотных идентификаторах.
На минувшей неделе в редакции "Биржи" Академия автоматической идентификации и логистики (расположенная, кстати, в Нижнем Новгороде) провела семинар "Современные информационные технологии в цепи поставок продукции". По мнению президента академии Александра Чеснокова, для многих предприятий сейчас становится актуальным вопрос, насколько они готовы войти в логистические цепочки производства и дистрибуции товаров. И поэтому кроме качества самого товара - общепризнанного конкурентного преимущества - появляется еще один аспект - качество внешней и внутренней информационной системы предприятия. Отсутствие информационной системы становится серьезным техническим барьером для проникновения предприятия на рынок, особенно в условиях ВТО.
Александр Чесноков считает необходимым рассматривать процесс оборота товара: сырье - производство - сбыт - розничная торговля - потребление - утилизация не только в материальном аспекте (товар как физический объект), но и в виртуальном (товар как объект информационный). Разница в том, что при физическом обороте процесс идет только в одну сторону, а при информационном - в обе. При этом во втором случае компьютеры позволяют отслеживать цикл жизни товара без участия человека.
Основой такого "круговорота информации в природе" может служить уникальный идентификатор, в котором может быть закодирована необходимая и достаточная информация о самом товаре, о его производителе и его движении. А главным инструментов служит система глобальной идентификации, синхронизирующая информацию о товарах различных производителей по всему миру.
В октябре 2005 года международная организация GS1, объединяющая национальные каталоги, сертифицировала российский каталог, который называется RUSDP1. Преимущество этой системы заключается в том, что попадание товара в национальный каталог гарантирует, что его "увидят" пользователи всей системы.
По словам руководителя проекта GS1 RUS Наталии Слепцовой, основными "движителями" процесса глобальной идентификации являются крупные мировые розничные сети: Wal-Mart, Metro, Aushan. Широкая номенклатура товаров, продаваемых этими сетями, заставляет их автоматизировать процесс. Такая автоматизация дает вполне реальные экономические последствия. По результатам работы с электронным каталогом японской розничной сети AEON ошибки в описании товаров снизились на 45-90 %, в описании размеров и веса (а эти параметры также закодированы в идентификаторе) - на 40 %. Затраты на обслуживание снизились на 2 млн долларов.
Кроме того, участие в глобальной идентификации позволяет предприятиям решать и внутренние проблемы, например, экономить на проведении инвентаризации или следить за перемещением своих грузов. Здесь появляется широкое поле для применения радиочастотных идентификаторов, в которых закодирован так называемый электронный код продукции (EPC). Как сообщила IТ-менеджер проекта GS1 RUS Ольга Соболева, результаты внедрения EPC в 500 магазинов сети Wal-Mart в 2005 году позволили на 16 % снизить показатель Out of Stock (отсутствие товара на полке), втрое увеличить скорость пополнения магазинов товарами и на 10 % сократить объемы запаса на складах. На следующий год Wal-Mart планирует перевести на систему еще 1000 магазинов.
Тенденция развития рынка свидетельствует, что подобные требования крупные торговые сети обязательно будут выставлять и российским производителям. Поэтому те, кто хочет продавать свои товары через крупные розничные сети, должны будут им соответствовать.