"ТрансКонтейнер" станет крупнейшим игроком на рынке интермодальных перевозок. Об этом 16 марта во Владивостоке заявил президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, выступая перед участниками международной конференции "Транссибирская магистраль в XXI веке: перспективы развития сотрудничества в области железнодорожных перевозок", проводимой ОАО "РЖД" и Международным Координационным Советом по Транссибирским перевозкам (КСТСП).
По словам Владимира Якунина, "ТрансКонтейнер" - основа развития бизнеса интермодальных перевозок для ОАО "РЖД". В 2005г. общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров, осуществленных "ТрансКонтейнером", вырос на 10% и превысил 1,7 млн. TEU, свыше 40% из которых были перевезены в международном сообщении. Важно, что большая часть импортных, экспортных и транзитных контейнерных грузов идет по Транссибу: в 2005г. по магистрали перевезено более 400 тыс. TEU. Об этом сообщает сайт ОАО "РЖД". Кроме того, в сообщении приводится справка, необходимая нам для дальнейших расчетов: "ТрансКонтейнер" оперирует парком 23 тыс. платформ и парком контейнеров в количестве 177 тыс. единиц, 48 тыс. единиц из которых - крупнотоннажные".
На самом деле, президент ОАО "РЖД" озвучивает цифры, которые придумали сотрудники "ТрансКонтейнера". Таких значений перевозок быть не может никак. И статистически, и технически. Попытаемся обосновать свою позицию.
Первое, чисто математическое объяснение: 1,7 млн. TEU в российских условиях не могут быть перевезены 23 тысячами платформ. То есть, за год одна платформа должна была перевезти почти 74 TEU. Обычно на платформе перевозят 2 TEU, и полный оборот платформа должна совершать за 10 суток. Нет нужды доказывать, что даже между Санкт-Петербургом и Москвой платформа не ходит быстрее, чем за 7-9 суток (норматив - 11 суток).
Второй момент: озвученные 1,7 млн. TEU якобы перевезенных крупнотоннажных контейнеров - это переведенные по коэффициенту 12 т. на 1 TEU 20 млн.т. контейнерных перевозок ОАО "РЖД". Но это не крупнотоннажные контейнеры, и такой перевод не просто не корректен, он в корне неверен. ИАА SeaNews уже неоднократно писало, что транспортировка 3, 5, 10 футовых железных ящиков на платформах не имеет ничего общего с контейнерной перевозкой. А то, что большая часть из 1,7 млн. TEU перевезена именно в таких ящиках, не вызывает сомнения даже у РЖД. Как сообщает пресс-служба, крупнотоннажных контейнеров в парке ТрансКонтейнера только 27% от общего числа.
Ну и напоследок по поводу недоумения, которое вызвано даже не озвученной завышенной цифрой в 400 тыс. TEU транссибирских перевозок, а оптимизмом на счет их будущего.
Объем международных перевозок по Транссибирской магистрали в 2005г. составил 388,4 тыс. TEU. В сообщении пресс-службы не указывается, произошел ли рост. Хотя ситуация понятна. Роста нет - есть стагнация благодаря падению транзита. За 2004г. суммарный объем контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали составил 386,95 тыс. TEU, в т.ч. транзит - 155,4 тыс. TEU, экспорт - 118,6 тыс. TEU, импорт - 113 тыс. TEU. По итогам 2004г. РЖД сообщало о рекордах по транссибирскому транзиту в размере 154,4 тыс. TEU. В 2005г. этот транзит, как известно, снизился. Пришлось суммировать с экспортно-импортными перевозками.