"Сейчас у России нет авиапрома, а есть только авиаремонтные заводы", - заявил вчера академик РАН Виктор Ивантер. Выступая на международной конференции "Российская авиационная промышленность и авиационные перевозки после создания объединенной авиакорпорации", академик-экономист посоветовал правительству "принять важные стратегические решения о развитии авиационной промышленности после пятнадцати лет бездействия". На вчерашней конференции, которую организовал Национальный инвестиционный совет (НИС), претензий к правительству прозвучало немало.
Так, гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов обвинил правительство в нежелании финансировать модернизацию аэродромов на Востоке страны. Из-за этого, по словам Окулова, отечественные широкофюзеляжные самолеты не могут перевозить пассажиров во многие аэропорты страны. Кроме того, отсутствие запасных аэродромов не позволяет "Аэрофлоту" перевозить пассажиров внутри страны с приемлемой экономической эффективностью. "Вместо пассажиров мы возим резервный запас керосина, который поможет пролететь лишние 1500 км до запасного аэродрома", - говорит глава "Аэрофлота".
Выступая на конференции НИС, Валерий Окулов заявил, что не видит ни одного перспективного проекта для создающейся Объединенной авиастроительной корпорации - кроме разве что российского регионального самолета RRJ. По мнению главы "Аэрофлота", все технические условия для эксплуатации регионального самолета RRJ должны быть созданы за счет государственного бюджета. В частности, из бюджета должна быть профинансирована повсеместная реконструкция взлетно-посадочных полос местных и региональных аэропортов, без которой новый отечественный региональный самолет не сможет ни сесть, ни взлететь.
Впрочем, в самом российском правительстве считают, что один только проект гражданского регионального самолета не вытянет из кризиса российский авиапром. Замдиректора департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Валерий Воскобойников уверен, что "только за счет создания нового регионального самолета RRJ мы вряд ли сможем решить задачу по сохранению авиапрома". "Чтобы сохранить авиапром России в рамках создаваемой сейчас Объединенной авиастроительной корпорации, нужно сосредоточиться на нескольких проектах - таких как дальнемагистральный самолет, тяжелый транспортный самолет типа Ан-124, а также самолеты спецназначения вроде самолетов-амфибий Бе-200", - считает Воскобойников.
Однако, как выяснилось вчера, многие специалисты считают даже надежду российского авиапрома - RRJ - крайне сомнительным проектом. По словам депутата Госдумы и президента НИС Александра Лебедева, серийный выпуск нового российского самолета RRJ начнется гораздо позже, чем его конкурента - украинско-российского самолета АН-148. Кроме того, по словам Лебедева, "проект RRJ не является техническим прорывом ни в двигателестроении, ни в применении новых материалов".
Присутствовавшие на конференции украинские авиастроители всячески избегали сравнений Ан-148 с RRJ. Однако мало кто сомневается, что украинско-российский Ан-148 отберет у RRJ заметную долю рынка - как внутри России, так и за рубежом. Не случайно президент НИС намекнул на возможность поддержки сбыта Ан-148 внутри России. Правда, при условии организации его серийного производства на Воронежском авиазаводе.