ЧАСТНЫМ КОМПАНИЯМ, ЗАНЯТЫМ В АВТОБИЗНЕСЕ, ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ПРИДЕТСЯ ПОТЕСНИТЬСЯ
Потому что глава государства поддержал идею создания нескольких свободных таможенных складов (СТС). Суть заключается в том, что хозяин СТС закупает за рубежом большие партии машин и размещает их у себя без таможенного оформления. На склад приходят потенциальные покупатели. Сделав выбор, они самостоятельно завершают формальные процедуры - для этого на территории склада организуется работа всех необходимых государственных служб. На складе появятся участки технического контроля и диагностики. Специалисты станут помогать клиентам с выбором, и все останутся довольны результатом - и государство, и его граждане. Правительству было поручено заняться этим незамедлительно. По мнению чиновников, продажи со складов позволят частично разрешить проблему незаконного ввоза автомобилей. Кроме того, разработчики проекта уверены, что цены в СТС будут значительно ниже рыночных, ведь при оптовых закупках машин за рубежом покупатель имеет ощутимые скидки и экономит на транспортных расходах. Однако специалисты в этом не уверены. Александр Гапоненко, руководитель отдела маркетинга компании "Энергия ГмбХ" (региональное представительство DaimlerChrysler AG в Республике Беларусь), например, считает:
- На развитие рынка продаж новых автомобилей этот проект повлияет незначительно. Но если в этих рамках будет реализован декларируемый уже более полугода проект по выравниванию ставок налоговых и таможенных платежей для юридических и физических лиц, то у дилеров станет меньше проблем с ввозом автомобилей для продажи. В таком случае стоит ожидать лишь увеличения объема корпоративных закупок автомобилей. Не скажется создание СТС и на работе нашей компании, так как наши клиенты заключают прямые контракты с концерном. В некоторой степени создание СТС должно затронуть работу на рынке подержанных авто, но в нашей стране этот сегмент сложно считать развитым, так как практически отсутствуют крупные компании, специализирующиеся на продаже подержанных автомобилей. Рынок полностью отдан на откуп индивидуальным предпринимателям. Предложенная мера может в некоторой степени регламентировать работу этого сегмента, предоставить дополнительные гарантии для покупателя. Ожидать появления автодилеров, находящихся в собственности государства, также не стоит. Ведь большинство марок уже представлены на рынке, и менять "коней на переправе" никто не станет - вероятность сотрудничества западного концерна с белорусским госпредприятием крайне низка. Я думаю, что европейские, американские и японские производители автомобилей это нововведение могут просто не заметить. У каждого брэнда есть жесткие требования к оформлению автосалона, соблюдать их необходимо. Идея создания СТС в какой-то мере может себя оправдать. Но только в том случае, если в определенном месте города или за его пределами будет создан так называемый автомобильный молл(*), где представлены практически все марки авто. Вот если покупатель сможет в одночасье ознакомиться со всем предложением на рынке, задумка принесет реальные плоды. Впрочем, идея интересна сама по себе. Имеет право на жизнь, но только в том случае, если будет организована соответствующая инфраструктура, что маловероятно, ведь, например, два салона Mercedes-Benz в таком небольшом городе, как Минск, - это уже слишком.
От редакции
Примечательно, что впервые возможность создания СТС появилась у белорусских предпринимателей еще год назад. Однако, несмотря на ее экономическую привлекательность, никто тогда не решился пойти на этот эксперимент. Чиновники объясняют отсутствие интереса у юридических лиц невозможностью развернуть на СТС розничную торговлю из-за полного отсутствия нормативной базы. По особому распоряжению Президента инновационная идея получила зеленый свет, соответствующие документы прорабатываются, однако стало известно, что организацией СТС будет заниматься исключительно государство. Чиновники считают, что отдавать прибыльное дело на откуп частным структурам неразумно и опасно. В организации бизнеса СТС есть немало вопросов, например, до сих пор доподлинно неизвестно, каким образом будет осуществляться продажа автомашин покупателям. Согласно действующему законодательству доступ на территорию таможенного склада может иметь строго ограниченный круг лиц. Соответственно чиновникам остается либо упразднить эту законодательную норму, превратив склад в некое подобие авторынка, либо же создавать сеть специальных магазинов, окончательно вытесняя из бизнеса частных автодилеров.
***
* Молл - с англ. : торгово-развлекательный комплекс