Дорога ошибок не прощает

Если кто забыл, напомню: в Белоруссии страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств -условие обязательное. Чтобы не попасть впросак, выполните эту процедуру при въезде в страну в специальном пункте оформления полисов приграничного страхования.

Минск

Новые Правила дорожного движения введены не только в России, с 1 января 2006 года ездить по-новому стали и в Белоруссии. ПДД были пересмотрены в соответствии с указом президента Александра Лукашенко N551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения". И россиянам, собравшимся в поездку на автомобиле в эту страну, не мешало бы знать новшества соседей, дабы избежать неприятных объяснений с тамошними гаишниками.

Не бойтесь человека в форме

Для владельцев транспортных средств самая главная новость состоит в том, что теперь в Белоруссии их машину могут "тормознуть" сотрудники практически всех силовых структур. Правом подать водителю сигнал "Стой!" наделены не только работники ГАИ, но и должностные лица органов внутренних дел и государственной охраны, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Белоруссии, внутренних войск МВД, органов государственной безопасности, пограничных войск, таможенных органов, транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, а также Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Белоруссии. Правда, перечисленные лица имеют право останавливать транспортные средства только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, кроме сотрудников транспортной инспекции, в жилете повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным световозвращателем. Сотрудники ГАИ могут использовать только жезл. После остановки по требованию указанных должностных лиц человек за рулем должен предъявить им документ, удостоверяющий личность водителя.

Поскольку преступникам достать форму, жезл, иные атрибуты того же гаишника не проблема, то законопослушный водитель рискует ночью на безлюдной дороге нарваться на неприятности. Это учли разработчики документа, и в новых ПДД записано, что в темное время суток вне населенного пункта рядом с вышеуказанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Тонировка под запретом

Темные стекла автомобиля - признак особого шика - еще один повод для белорусских гаишников остановить машину. Новые правила не разрешают тонировать лобовые стекла, остальные можно затемнить при условии, что передние боковые будут иметь степень светопропускания не менее 70 процентов, задние - не менее 60. Эти требования одинаковы как для транспортных средств республики, так и для машин других стран при перемещении их по территории Белоруссии. Поэтому избавиться от лишней тонировки следует заблаговременно, чтобы не тратить на это время в гостях. К слову, и дилеры пообещали, что ни один автомобиль не будет ввезен в страну, если он не соответствует вышеназванным нормам.

Всевозможные наклейки лучше снять, в противном случае угрожает штраф. Необходимо также привести в порядок внешние осветительные приборы транспортных средств, а разноцветные светодиоды и лампочки убрать со стекол автомобилей.

Если кто забыл, напомню: в Белоруссии страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - условие обязательное. Чтобы не попасть впросак, выполните эту процедуру при въезде в страну в специальном пункте оформления полисов приграничного страхования.

Меньше нареканий станет у автомобилистов на водителей маршрутных такси, поскольку для последних вольница закончилась. Теперь маршрутки в населенных пунктах обязаны двигаться по выделенной для них полосе движения, а при ее отсутствии - по крайней правой полосе движения. Перестраиваться на другие полосы движения можно только для объезда препятствия, поворота налево или разворота. Маршрутным такси разрешается опережение транспортных средств, движущихся по крайней правой полосе со скоростью менее 40 км/час, по второй справа полосе движения.

Что касается дорожных знаков, то некоторые из них поменяли цвет: к примеру, красный крест стал зеленым (как принято во всем мире), знак "опасная обочина" теперь не на белом, а на желтом фоне - так заметнее. Движение налево и направо уже указывают не прямые стрелки, а изогнутые, обозначающие поворот. Появились и знаки, которых раньше вообще не было: "сезонные миграции земноводных" , "газовая колонка" , "пункт контроля автомобильных перевозок" , "остановочный пункт экспресс-маршрута" , "достопримечательность".

Война пешеходам-невидимкам

Напрасно "безлошадные" граждане считают, что все дорожные новации касаются только владельцев транспортных средств. По новым правилам пешеходы, двигаясь по проезжей части в темное время суток, обязаны иметь на одежде фликеры - специальные светоотражающие элементы. Это не прихоть. По статистике, около половины всех ДТП в Белоруссии происходит ночью или вечером, когда уже на улице темно. Причем в 70 случаях из 100 это наезды на пешеходов. Бывает, виноваты водители, но чаще они поздно замечают человека на дороге, а потому и не успевают среагировать. Не случайно указом президента страны N551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" предусмотрена организация массового производства световозвращающих элементов, предназначенных для обозначения пешеходов.

Сейчас люди если не задумаются о своем здоровье, то вспомнят о кармане. Прогулка по краю неосвещенной дороги без таких элементов может закончиться штрафом до 14, 5 тысячи белорусских рублей (191 российский рубль, или 6, 7 доллара). Многие водители согласны с инспекторами ГАИ: это не дорожный знак на себе носить. Фликер можно наклеить на одежду или повесить на шею. Пока сотрудники Госавтоинспекции протоколов не составляют, но пешеходов и владельцев гужевого транспорта останавливают и дарят им значки. Светоотражающие элементы сегодня можно найти только в четырех минских магазинах. Все они импортного производства, но, несмотря на стоимость, быстро раскупаются. Поэтому все с нетерпением ждут, когда отечественная промышленность возьмется за выпуск спасательных значков.

В новых ПДД есть ряд и других положений, направленных на повышение безопасности пешеходов. Например, теперь нельзя водителям разворачиваться ближе чем за 15 метров до "зебры" и совершать обгон в пределах 50 метров от пешеходного перехода.

"Чайников" будут дольше учить

Обучение в автошколах теперь будет длиться не менее трех месяцев (220 часов). При этом, как сообщил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Белоруссии Николай Верховец, предусмотрено обязательное 40-часовое обучение практическому вождению вместо прежних 29 часов. Сократится численность обучаемых в учебных группах с 35 до 25 человек.

Министерством транспорта и коммуникаций уже переработаны единые программы подготовки, переподготовки водителей транспортных средств, которые сейчас проходят согласование и будут представлены на утверждение в правительство. Кроме увеличения количества часов на практическое обучение вождению в предмет "Основы управления транспортным средством и безопасность движения" введены такие темы, как "Действия водителей при возникновении опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов" , "Основы психофизиологии труда водителей" и "Этика поведения водителя автомобиля".

Что касается стоимости обучения в автошколе, то она будет утверждена Советом министров. "Говорить о том, что это будет огромная сумма, нет каких-либо оснований, - пояснил Николай Верховец. - Иначе это вызовет недовольство народа. А каждый год в Белоруссии права получают 120 тысяч человек, из них 85 тысяч - категории "В".

До 1 июня 2006 года в Белоруссии будет проведена комплексная проверка деятельности автошкол по подготовке водителей и 1 июля будет введена обязательная сертификация их деятельности в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций также сообщил, что рассматривается возможность введения запрета на ввоз в Белоруссию некоторых транспортных средств, которые устарели и не отвечают современным стандартам экологии и безопасности. В частности, красный свет может быть зажжен на пути в страну автобусам большой вместительности и большегрузным автомобилям, не сертифицированным по нормам Евро-2.

***

КСТАТИ

В скором времени автомобильную промышленность и водителей Евросоюза ждут изменения в дорожных законах и правилах

На всех дорогах ЕС планируется ввести правило круглосуточно ездить с ближним светом. Европарламент готовит закон об обязательной установке в салоны автомобилей креплений дли детских сидений. Все грузовики и автобусы будут в обязательном порядке оснащены видеокамерами, позволяющими просматривать "слепую" зону позади автомобиля. Рассматривается вопросов обязательном оснащении автомобиля устройством напоминания о непристегнутом ремне безопасности.

С 1 января 2006 года вступил в силу закон ЕС, согласно которому ремнями безопасности должны быть снабжены не только легковые автомобили, но и микроавтобусы, автобусы, трейлеры, грузовики и фургоны. Закон был предложен после двух автобусных аварий в Венгрии и Франции в 2003 году, в общей сложности тогда погиб 61 человек. По словам еврокомиссара по транспорту Жака Барро, главной целью всех мер является сокращение вдвое количества смертей в результате автоаварий в государствах ЕС к 2010 году.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости