Почему государство доверило ледокольный флот морскому пароходству
КОМПЕТЕНТНО
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЛЕДОКОЛЬНОМУ ФЛОТУ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ КРУГЛОГОДИЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В АРКТИКЕ. КАК ИЗВЕСТНО, ОПЕРАТОРОМ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО". НА ВОПРОСЫ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА ОТВЕЧАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО "МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО" АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ МЕДВЕДЕВ.
Российская газета | Александр Михайлович, уже прошел январь месяц так недавно наступившего 2006 года, вероятно, в акционерном обществе уже подведены итоги прошедшего года? Что вы ожидаете от наступающего 2006 года?
Александр Медведев | Несмотря на продолжающуюся тенденцию падения мирового фрахтового рынка, руководство Мурманского морского пароходства оценивает итоги прошедшего 2005 года как положительные.
В этом году нам удалось сохранить те позиции, которые мы достигли в предыдущие годы. За последние 4 года Мурманским морским пароходством было приобретено под российский флаг 9 морских судов, в том числе 6 танкеров, общим дедвейтом около 240 тысяч тонн. Компания намерена и далее развивать танкерный флот. Осенью 2005 года был приобретен танкер дедвейтом 150 тысяч тонн, который уже успешно начал работать на рынке перевозок нефти в Индийско-Тихоокеанском регионе. На сегодняшний день это единственный танкер такого размера, работающий под российским флагом.
Приобретение судов под российский флаг позволило дополнительно создать около 480 рабочих мест в Мурманском регионе, а это в свою очередь - дополнительные поступления в федеральный и местный бюджеты и так далее. Не секрет, что приобретать суда под "удобные флаги" с финансовой точки зрения выгоднее, если сравнивать величины ввозных таможенных и налоговых платежей, а также последующие налоговые режимы работы судна, зарегистрированного в России.
Несмотря на все трудности, Мурманское морское пароходство четко придерживается своей политики, принятой акционерами общества: "суда должны приобретаться под российский флаг". Различного рода "схемами", как это принято сейчас называть, Мурманское морское пароходство не занимается. Есть, наконец, простое чувство патриотизма к своей стране, в которой мы все с вами живем и работаем. Мы, как и другие судовладельцы, связываем большие надежды с началом функционирования Российского международного реестра судов, но о каких-то практических результатах можно будет говорить только после проверки "работы" этого реестра временем.
Что касается текущего года, то, по нашим прогнозам, он будет сложный с точки зрения состояния фрахтового рынка. Но мы имеем определенный задел и четкое понимание стратегического развития компании. В соответствии с планом перспективного развития Мурманского морского пароходства мы работаем над проектом приобретения еще нескольких танкеров 150-тысячников, продолжаем строительство в Китае нового флота - серии балкеров грузоподъемностью 30 тысяч тонн, а также балкера типа Panamax. Есть другие проекты, которые нужно реализовывать, в том числе по ледокольному флоту, находящемуся в доверительном управлении Мурманского морского пароходства.
На сегодняшний день Мурманское пароходство устойчиво лидирует в двух сегментах: это грузоперевозки судами под российским флагом и ледокольное обслуживание на трассах Северного морского пути, доля ММП в которых составляет соответственно около 40 и 90 процентов.
РГ | О проблемах ледокольного флота, как мне кажется, в СМИ не писал только ленивый... Много сейчас говорят и пишут о скором вводе в строй атомного ледокола "50 лет Победы". Как участвует в этом оператор ледокольного флота - Мурманское морское пароходство?
Медведев | Очень своевременный вопрос. Потому что именно обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота стало определяющим фактором при принятии правительством Российской Федерации решения о передаче в доверительное управление Мурманскому морскому пароходству атомного ледокола "50 лет Победы" после его достройки (Распоряжение правительства РФ 1531-р от 28 сентября 2005 года). Мы благодарны за высокую оценку деятельности пароходства по управлению столь специфичным федеральным имуществом, как атомный ледокольный флот, и то доверие, которое оказали нам федеральные органы исполнительной власти, приняв решение о передаче в управление нашей организации ледокола "50 лет Победы". Пароходство уже доложило правительству Российской Федерации о выполненных пароходством мерах по достройке атомного ледокола "50 лет Победы" и обеспечению его скорейшего ввода в эксплуатацию. Если коротко, то пароходством закуплены два комплекта ядерного топлива для строящегося ледокола общей стоимостью 387, 04 миллиона рублей; проведены необходимые мероприятия по формированию и комплектации сдаточной команды ледокола на период проведения швартовных и ходовых испытаний на основе заключенного с ОАО "Балтийский завод" договора и другие мероприятия. И надо заметить, что все они осуществлены Мурманским морским пароходством без какого-либо отвлечения средств федерального бюджета. Процесс строительства и ввода в эксплуатацию судна с ядерной энергетической установкой является многостадийным, в котором участвуют помимо Мурманского морского пароходства другие учреждения и организации, в том числе контролирующие органы. Новый ледокол очень нужен на трассах Северного морского пути еще и потому, что часть судов ледокольного флота будет выполнять плановые работы по продлению ресурса атомных паро-производящих установок.
РГ | Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом продлении ресурса атомных ледоколов.
Медведев | Мурманское морское пароходство на протяжении более 45 лет обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию атомного ледокольного флота, являясь единственным предприятием, обладающим всеми разрешительными документами и правоспособностью на эксплуатацию и управление судами с ядерными энергетическими установками. Мы лучше всех понимали, что вывод из эксплуатации атомных ледоколов по причине нормативной выработки ресурса реакторной установки ледоколов практически приведет к прекращению круглогодичной деятельности на трассах Северного морского пути. Проектирование и строительство же нового ледокола займет минимум 8 - 10 лет.
Поэтому инициатором программы продления ресурса атомной энергетической установки изначально было Мурманское морское пароходство. Специалистами пароходства было разработано техническое решение по возможности продления ресурса АППУ, что стало основанием для разработки совместно с главным проектантом атомной установки ФГУП "ОКБМ им. И.И. Африкантова" программы "Продления ресурса атомных паропроизводящих установок (АППУ) до 150 тысяч часов", а также программы "Продления ресурса атомной паро-производящей установки (АППУ) до 175 тысяч часов" для атомного ледокола "Арктика". На сегодняшний день Мурманским морским пароходством уже успешно реализованы соответствующие мероприятия по продлению ресурса АППУ в отношении атомных ледоколов: "Арктика", "Таймыр" и "Вайгач". В этом году будут проведены необходимые работы по продлению ресурса АППУ атомных ледоколов "Россия" и "Советский Союз". При этом хотелось бы обратить внимание, что все мероприятия по продлению ресурса атомных паропроизводящих установок действующего атомного ледокольного флота проводятся за счет средств доверительного управления, поступление которых от управления ледокольным флотом обеспечивает Мурманское морское пароходство без какого-либо бюджетного финансирования. Продление ресурса АППУ ледоколов - единственный способ сохранения бесперебойного функционирования на ближайшую перспективу Северного морского пути, значимость которого в развитии национальной экономики в связи с интенсивным развитием и освоением арктических месторождений минеральных и сырьевых ресурсов очевидна.
РГ | В прессе вновь появились различного рода публикации и интервью, связанные с последней итоговой проверкой Счетной палаты РФ относительно неэффективности схемы сдачи ледоколов в аренду для выполнения пассажирских рейсов в круизных целях и, процитирую, "...наличия признаков увода за границу денежных средств, полученных от сдачи в аренду федерального имущества..." Как вы можете прокомментировать подобного рода информацию?
Медведев | Тема круизных рейсов на Северный полюс, выполняемых на судах ледокольного флота, муссируется в средствах массовой информации уже два года. Мое личное мнение - безусловно, ледоколы должны проводить суда с грузами по Северному морскому пути. Но круизные рейсы на Северный полюс атомными ледоколами начали выполняться еще в 1990 году, когда Мурманское морское пароходство было государственным предприятием, а на трассах Северного морского пути происходило резкое падение грузопотока: с 7 миллионов тонн до 1, 5 миллиона тонн грузов в год. То есть форма дополнительного зарабатывания денежных средств для нужд государственного ледокольного флота была изначально принята и успешно реализовывалась самим государством на протяжении многих лет.
Условия действующего договора доверительного управления от 27 августа 1998 года также наделяют Мурманское морское пароходство, как доверительного управляющего, соответствующими полномочиями по заключению и выполнению условий договоров тайм-чартера (аренды) ледоколов. Все поступающие денежные средства от данного вида деятельности учтены на отдельном балансе доверительного управления, с них уплачены все необходимые налоги. Применяемые в договорах тайм-чартерные ставки обеспечивают рентабельность эксплуатации ледоколов в период их вынужденного простоя по причине отсутствия льда в 3 - 4 раза выше, чем средний уровень рентабельности при эксплуатации ледоколов на ТСМП.
Акционерное общество "Мурманское морское пароходство" как судоходная компания, а не туристическая, лишь продолжает, и, на наш взгляд, достаточно эффективно, обеспечивать ледоколы дополнительной работой, начатой еще государством до акционирования нашего предприятия. Отказ от сдачи в аренду ледоколов в летний период неизменно повлечет необходимость существенного увеличения тарифов на ледокольные услуги, что сократит и без того небольшой объем грузопотока. Таким образом, круизные рейсы на Северный полюс в период безледового плавания, когда ледоколы вынуждены простаивать, являются очень большим подспорьем в получении дополнительных финансовых средств, необходимых для содержания государственного ледокольного флота и выполнения всех необходимых мероприятий по реализации программы продления ресурса АППУ. Что касается всякого рода интервью и заявлений о якобы незаконной передаче в доверительное управление ледокольного флота, уводе средств за границу и неэффективности круизных рейсов и так далее, то они опровергаются судебными решениями и результатами проверок уполномоченных на то контролирующих органов, в том числе прокуратурой. Вот, например, тема ПТБ "Лепсе" и распространение различного рода утверждений в СМИ о катастрофическом положении дел в части соблюдения ядерной и радиационной безопасности, экологических нормативных требований на этой плавтехбазе. Для оценки всех параметров существуют специально созданные контролирующие государственные органы. Недавняя проверка Росприроднадзора по соблюдению требований природоохранного законодательства на ПТБ "Лепсе" показала, что превышение контрольных уровней радиационной обстановки не установлено, временное хранение ТРО, ЖРО и ОТВС на ПТБ "Лепсе" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
РГ | В СМИ снова звучат утверждения о неэффективности используемой в настоящее время схемы доверительного управления в целом и рассуждения на тему создания специализированного Федерального государственного унитарного предприятия? Каково мнение на этот счет специалистов пароходства?
Медведев | Лучшим индикатором деятельности любого хозяйствующего субъекта является динамика финансово-экономических показателей. По предварительным оценкам финансовых результатов деятельности по доверительному управлению ОАО "Мурманское морское пароходство" федеральным имуществом - судами ледокольного флота, в 2005 году свободный остаток чистой прибыли составит около 120 миллионов рублей. Указанные средства будут перечислены пароходством в соответствии с предписанным порядком в федеральный бюджет, аналогично ранее произведенным перечислениям от доверительного управления.
За предыдущие два года была перечислена сумма свыше 320 миллионов рублей. За период доверительного управления ледокольным флотом Мурманским морским пароходством перечислено налогов и иных обязательных платежей в бюджет государства и внебюджетные фонды свыше 1 миллиарда рублей. За прошедший 2005 год от деятельности, связанной с доверительным управлением федеральным имуществом, перечислено в бюджеты различных уровней обязательных платежей на общую сумму 575 миллионов рублей.
Если недостаточно количественных показателей, то на этот счет есть заключения и рекомендации научных организаций (ЦНИИМФ, СОЮЗ-МОРНИИПРОЕКТ, ВШПП) о целесообразности доверительного управления государственным имуществом как наиболее оптимальной и экономически обоснованной формы управления, особенно для таких специфических объектов, как атомные ледоколы.
Создание новой государственной структуры по управлению атомным ледокольным флотом - очень дорогостоящий, длительный во времени и ошибочный проект. Эффективность работы ледоколов и Северного морского пути в большей части зависит от таких мер, как незамедлительная доработка существующей нормативно-правовой базы и создание механизмов долевого участия в финансировании инфрастуктуры Северного морского пути и воспроизводства атомного ледокольного флота субъектами Российской Федерации и коммерческими организациями, заинтересованными в развитии арктической транспортной системы.
Какую бы сторону представители Счетной палаты РФ ни занимали, правда есть одна - ледокольный флот сохранен и развивается благодаря исключительно высокому профессионализму специалистов Мурманского морского пароходства, надежному и эффективному управлению атомным ледокольным флотом и традиционной преданности морскому делу и Арктике. Это подтверждается заключением в феврале 2006 года Росимуществом и Росморречфлотом, выступавшими от лица Российской Федерации, и Мурманским морским пароходством договора доверительного управления в новой редакции.
Досье "РГ"
Мурманское морское пароходство основано в 1939 году как специализированное на арктических перевозках предприятие, обеспечивающее круглогодичные транспортные операции на Северном морском пути. В 1993 году было преобразовано в акционерное общество открытого типа. Согласно Указу президента Российской Федерации от 04.08.2004 года ОАО "Мурманское морское пароходство" внесено в перечень стратегически значимых акционерных обществ. В федеральной собственности закреплено 25, 5 процента акций от уставного капитала пароходства. Мурманское морское пароходство оперирует морскими судами общим дедвейтом 1, 1 миллиона тонн, в том числе танкерным флотом общим дедвейтом 280, 2 тысячи тонн. В доверительном управлении Мурманского морского пароходства находится государственный ледокольный флот, включающий 9 судов с ядерными энергетическими установками и 6 судов атомно-технологического обслуживания.