Действующие нормативные документы не позволяют частным компаниям-операторам в полной мере использовать на железных дорогах РФ свой подвижной состав. Прежде в своих бедах операторы винили только ОАО "РЖД".
Но как показала дискуссия на "круглом столе" редакции "Гудка", ограничивают работу компаний вовсе не железнодорожники, а чиновники.
Напомним, что заочный диалог между ОАО "РЖД" и частными операторами подвижного состава начался еще в феврале. Собственники вагонов недовольны специальными телеграммами РЖД, в которых содержится требование исполнять действующие правила перевозок. В частности, соблюдать все таможенные процедуры при использовании в России вагонов, арендованных в СНГ и Балтии. А также обязательно приписывать подвижной состав к определенным станциям.
Открывая "круглый стол" в "Гудке", вице-президент ОАО "РВД" Сергей Козырев отметил, что после появления телеграмм в СМИ была организована целая кампания по дискредитации железнодорожников. Их обвиняли в нарушении антимонопольного законодательства, превышении полномочий и ограничении конкуренции. Однако РЖД не менее других участников перевозочного процесса, по словам Сергея Козырева, заинтересованы в обеспечении бесперебойного процесса погрузки на станциях. Компания вынуждена работать по тем нормативным документам, которые приняты правительством, в частности Минтрансом. Часть российских операторов перестала их соблюдать. И нынешняя ситуация, когда собственники и арендаторы подвижного состава столкнулись с проблемами, сложилась не в феврале, а намного раньше. Однако РЖД заранее предупредили грузоотправителей и владельцев вагонов, что с 15 февраля от них потребуют соблюдения правил.
Представитель холдинга "Сибирский деловой союз" Виктор Величко счел действующие инструкции не совсем понятными. По его словам, на предприятии
"Алтай-вагон" скапливается новая техника, из-за того что собственники не могут ее приписать к тем или иным станциям. И неизвестно, как должен осуществляться порядок приписки. Глава департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД" Юрий Косов отметил, что все правила достаточно прозрачны. Данные о новом подвижном составе его владелец предоставляет на ту или иную железную дорогу. Ее руководство обязано рассмотреть заявку и обозначить в документах станцию приписки. Также железные дороги определяют полигоны курсирования вагонов.
По мнению начальника центра управления перевозками РЖД Игоря Николаенко, трудности с определением станции приписки вообще возникают редко. Регистрация новых вагонов сейчас продолжается в обычном порядке. Но есть и негативная тенденция, когда подвижной состав пытаются приписать к пустым станциям. На них, как правило, нет никаких технических возможностей следить за исправностью техники, чтобы ее безопасно выпускать на маршруты.
Часть перевозчиков вчера высказала недовольство тем, что ОАО "РЖД" в своих телеграммах требует четко определять полигоны курсирования подвижного состава. Сергей Козырев ответил на это, что по действующим нормативным документам компания имеет это право. "Мы отнюдь не собираемся требовать дополнительных экономических рычагов, - заявил он. - Мы не выбирали себе никаких регулирующих рынок функций. Однако по действующим правилам грузоотправитель обязан в определенной форме заявить о перевозке. И предоставить о ней исчерпывающую информацию: о вагоне, маршруте и грузе".
К чему может привести положение, при котором заявка о перевозках и вагонах перестанет существовать, рассказал Юрий Косов: "Допустим, вагон доставляет груз на определенное предприятие. Например, на Магнитогорский комбинат. Его разгружают. Потом неучтенный вагон будет стоять там месяц или больше. Потому что на предприятии не обязаны знать, куда его возвращать. В документах ведь нет станции приписки. Кроме того, требуется дополнительное время, чтобы собственник, после того как его найдут, оплатил порожний пробег".
Представители Гильдии экспедиторов РФ заявили, что без новых нормативных документов операторы все равно не смогут спокойно работать. По оценке гильдии, операторы безусловно обязаны предоставлять всю информацию о перевозке или вагоне. Возможно, не в РЖД, а в государственные надзорные органы. Однако для этого требуется новая нормативная база. В связи с этим Юрий Косов напомнил, что документы, регламентирующие работу частных операторов на железных дорогах, должно было подготовить вполне определенное ведомство - по распоряжению правительства за них отвечает Федеральная антимонопольная служба. А порядок учета вагонов, с которым и возникают сегодня трудности, должно разрабатывать Федеральное агентство железнодорожного транспорта, подчиняющееся Минтрансу. К сожалению, представители ФАС и Минтранса в работе "круглого стола" участия не приняли.
Проще всего обвинять РЖД, заметил вице-президент компании. "Давайте нам предложения, - попросил Сергей Козырев представителя сенаторов.
- Вы представляете, что будет, если наступит хаос в перевозках? У нас более 400 тысяч частных вагонов. И почти все нормально ездят. Только вчера было погружено 19, 4 тысячи, и все
- по правилам". Отметим, что РЖД уже предоставили послабления в правилах российским операторам до 1 апреля. До этого срока остается всего 21 день. Однако будет ли к сроку готова новая нормативная база, вчера ни Минтранс, ни ФАС так и не ответили.
***
Подробнее о дискуссии, которая развернулась в рамках "круглого стола", читайте в понедельник, 13 марта, в газете "Гудок". Материалы "круглого стола" смотрите на интернет-сайте газеты WWW.GUDOK.RU.