Долгожданный закон об о собой экономической зоне делает их безработными. Как и тысячи людей, выброшенных из малого бизнеса
Владимир ШИРОКОВ
Его долго обсуждали депутаты областной и Государственной дум, внося чуть ли не сотни различных поправок, наверное, что-то дополняли и в Совете Федерации, а потом подписал президент. Казалось, все, свершилось! Вот, получайте только что вышедший закон "Об Особой экономической зоне Калининградской области" и вперед - трудитесь, люди янтарного края, пусть ваш регион будет лучшим не только в России, но и в Европе!
А уж как ждали его автоперевозчики! Ведь так сложилось, что за последние десять лет область действительно превратилась в "автотранспортную республику" - имеется в виду объем международных автоперевозок. Невероятно, но факт: более 10 тысяч человек в этой отрасли получили рабочие места, а сумма налоговых поступлений от вновь образованных автопредприятий только в 2005 году составила более 200 миллионов рублей. По всей России эта отрасль убыточна, а у калининградцев стала рентабельной. Их опыт лег в основу постановления правительства РФ от 11 марта 2003 года "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", которым, в частности, разрешен с целью поддержания конкурентоспособности российского международного перевозчика беспошлинный ввоз грузовиков на территорию РФ. Казалось бы, все прекрасно. И вдруг...
Новый закон об Особой экономической зоне (ОЭЗ), вступающий в силу в апреле нынешнего года, ставит перед дальнобойщиками серьезные проблемы.
Например, те из них, чьи фуры (а их у калининградцев более полутора тысяч) растаможены по области, не смогут теперь возить грузы из стран Европы в Россию без обязательного заезда в Калининград. Что делать?
Некоторые считают - надо проводить акции протеста, дабы привлечь внимание российского правительства. Другие хотят написать коллективное письмо Владимиру Путину. А третьи уже начинают действовать - просто распродают автопоезда, чтобы избежать банкротства. Пытаясь разрулить ситуацию, региональный Совет АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) и высокопоставленные таможенные чиновники, собравшись недавно, вроде бы нашли выход: быстро переоформить автопарк под таможенный режим временного ввоза. Но вопрос в том, что за эту льготу придется ежемесячно отдавать государству сумму, эквивалентную трем процентам от таможенной стоимости автомобиля, а это, если машина более или менее новая, довольно большие деньги. Разрешить же бесплатный, хотя бы временный (к примеру, на три года) ввоз может только федеральное правительство.
Свое мнение о новом законе высказал в местной печати бывший губернатор области Юрий Маточкин:
- Прежде всего это инструмент. Он отвечает требованиям нынешнего этапа развития региона, создает условия для привлечения крупных инвестиций. Но уже виден ряд нестыковок с реальной жизнью. К сожалению, это обычная практика появления документов такого уровня.
Прав Юрий Семенович. Закон еще не вступил в рабочую фазу, а кроме предприятий, занятых международными автоперевозками, на грани краха оказались также переработчики мясного фарша. Они уже провели ряд акций протеста, отправили письма в правительство РФ и президенту. Теперь ждут ответа. У Ассоциации иностранных инвесторов свои претензии. Она сетует на слишком большой порог инвестиций, напоминая, что в Калининградскую область в основном идут средние инвесторы, малый бизнес. Кроме названных недостатков, в новом документе есть и другие, они уже видны, а что-то наверняка проявится в процессе работы.
Остается только удивляться: столько времени ушло на подготовку закона, столько экспертов и чиновников разного ранга привлекли к его разработке, столько конкретных предложений было высказано людьми, реально работающими в региональном бизнесе, - а получилось опять, как всегда. Бумага - одно, жизнь - другое.
Калининград
***
Татьяна ТЫССОВСКАЯ
В Москве рухнула крыша Басманного рынка. Погибли и пострадали люди. Но не только худые кровли мешают жить предпринимателям, особенно когда передел муниципальной собственности бодро зашагал по всей стране.
Власти города Абакана в Республике Хакасия перед Новым годом закрыли мини-рынок на улице Трудовая как несоответствующий санитарным нормам. Около 50 предпринимателей и 300 рабочих остались без средств к существованию. Землю выставили на аукцион. Людям предложили перебраться в другие торговые места. Но они давно все заняты. Уйти с Трудовой - значит разориться. А мэр Абакана Николай Булакин отстаивает свою правду: "Закрытие - естественный процесс. Блошиные рынки уходят в прошлое. Их время позади. Торговля становится более цивилизованной".
В отличие от бессловесных приезжих тружеников столичных рынков, которых власти тысячами сокращают все по тем же причинам, в Абакане за прилавками стояли люди с местных заводов и фабрик. В начале 90-х именно торговля спасла их от голодной смерти. Сейчас они добросовестно платят налоги, трудятся от зари до зари.
В борьбе за свои права работники рынка вышли сначала на митинг, потом пикетировали здание городской администрации, а закончилось все бессрочной забастовкой. Арбитражный суд постановил приостановить закрытие рынка, но администрация города решение суда не исполняет. Глава правительства Хакасии Алексей Лебедь расписался в своем бессилии, заявив: "Я что должен здесь бегать и махать руками? Мой опыт не позволяет заниматься такой ерундой. Пусть приезжает Владимир Устинов (!) и разбирается с коррупцией, заинтересованностью..."
На защиту людей встала общественная организация предпринимателей "ОПОРА России". Ее президент Сергей Борисов, который лично принимал участие в разрешении конфликта, уверен, что он имеет большое социальное значение. "Такие рынки, - говорил Борисов, - дают работу почти 10 миллионам человек. Наши власти должны им максимально содействовать, ведь именно они снимают с чиновников вопросы социальной напряженности. Особенно важно найти оптимальную форму переключения от полуцивилизованных форм ведения предпринимательства к цивилизованным. Здесь все зависит от местных администраций - с какой степенью ответственности они относятся к этим людям, уважают их, ценят нелегкий труд. В муниципальном законодательстве должна быть предусмотрена специальная процедура закрытия (реконструкции) рынков, которая обеспечит право предпринимателей на продолжение деятельности. Ведь для большинства из них рынок - вынужденная форма занятости при отсутствии других рабочих мест".
Сегодня ситуацию в Абакане изучает специальная комиссия Генпрокуратуры РФ. Сможет ли она объяснить местным руководителям, что государство и региональные власти должны быть партнерами предпринимателей, а не делать людей изгоями? Иначе зачем нам такое государство и такая власть.
Абакан-Москва