Летать заставят по графику

Европейский арбитражный суд оставил в силе директивы ЕС, согласно которым авиакомпании 25 стран - членов Евросоюза обязаны выплачивать денежные компенсации пассажирам за задержку и отмену рейсов. Не в накладе останутся и россияне, так как новый европейский закон касается всех авиаперевозчиков, выполняющих как регулярные, так и чартерные полеты в Европу, в том числе и российских. Причем они действительны в отношении не только пассажиров, которые вылетают из аэропортов на территории ЕС, но и тех, кто летит в Европу из третьих стран. Напомним, что европейские правила, предусматривающие повышение уровня защиты прав пассажиров, в том числе путем выплаты им компенсаций за нарушение условий авиаперевозок по вине компаний, были разработаны Еврокомиссией и вступили в силу в 2005 году. Однако ведущим авиакомпаниям это новшество пришлось не по душе, и они в свою очередь обратились в Европейский арбитражный суд, требуя отменить ряд компенсаций, как "несправедливые и чрезмерно дорогостоящие", а также ссылаясь на то, что задержки и отмены рейсов происходят по не зависимым от перевозчика причинам. В первую очередь новый закон по выплате компенсаций путешественникам, которые не смогли попасть на свой рейс по вине перевозчика, по мнению экспертов, ударит по так называемым "недорогим" авиаперевозчикам. Дело в том, что экономичные компании предлагают дешевые авиабилеты, но при этом не следят за регулярностью своих полетов.

Именно на их финансовых показателях новые штрафы, прежде всего, скажутся негативно. Многие специалисты приходят к мнению, что низкобюджетным компаниям наверняка придется кардинально пересмотреть свою тарифную политику.

Однако парламентарии ЕС решили не обращать внимание на лобби со стороны авиакомпаний, а руководствоваться интересами пассажиров, указав воздушным компаниям летать строго по расписанию. Одобренный ими закон предусматривает весьма серьезные компенсации каждому пассажиру при отмене вылета, задержке более чем на 2 часа - на коротких и 4 часа - на дальних рейсах, а также в тех случаях, когда количество проданных билетов превышает реальное число мест. Размеры компенсаций варьируются в зависимости от расстояния полета, в частности - 250 евро при перелете менее 1500 км, и до 600 евро, когда расстояние превышает 3500 км.

Впрочем, если задержка рейса произошла из-за форсмажорных, не зависящих от компании обстоятельств, то платить ей не придется. Правда, пассажирам в этом случае полагается бесплатное питание, напитки и возможность совершить два телефонных звонка в случае длительных задержек. А если ЧП случится ночью, то авиакомпания должна еще и предоставить пассажирам номера в гостинице. Компания же, которая не подчинится новому закону, будет подвергнута штрафу в размере до 8 тысяч долларов за каждого пассажира.

В России вопрос задержки рейсов регулируется 120-й статьей Воздушного кодекса. Согласно которой пассажир имеет право на компенсацию в размере 25 процентов от минимального размера оплаты труда за каждый час задержки рейса. Но эта сумма не может быть больше половины стоимости самого билета. Так что условия придется ужесточать. Правда, до суда дело у нас, как правило, доходит редко. И как считают в самих авиакомпаниях, большинство задержек вылетов происходит по вине аэропортовых служб или погоды. К тому же если задержка рейса составляет более 4 часов, ведущие российские перевозчики уже давно вменили себе в обязанность обеспечивать пассажиров горячим питанием. А в ночное время расселять их в гостиницу или же предоставлять транспорт, чтобы доехать до дома.

Впрочем надо отметить, что в минувшем летнем сезоне происходили многочисленные случаи задержек чартерных рейсов российских авиакомпаний. Посему Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обратило более пристальное внимание на эту проблему. А именно 10 сентября 2005 года выпустила распоряжение "О мерах по устранению недостатков при выполнении международных (нерегулярных) чартерных полетов". В основном распоряжение коснулось обязательного наличия резервного борта у авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы. Судя по всему, это должен быть один свободный самолет из всего парка перевозчика, или запасной лайнер, который должен страховать каждый рейс. В то же время, отмечают в Росавиации, никто не ставит таких жестких условий, чтобы на каждый рейс стояло резервное воздушное судно. Этот норматив четко и однозначно прописан, и для нормально работающей компании, которая обладает достаточным парком воздушных судов, он составляет ориентировочно 10 процентов от выполняемых рейсов. К тому же это, конечно же, зависит еще и от того, как долго работает компания на рынке, какое у нее количество воздушных судов, насколько регулярное выполнение рейсов.

Между тем есть опасения, что новое распоряжение приведет к тому, что количество чартеров уменьшится, а цены на билеты вырастут. Правда, представители Росавиации заверяют, что чартеров меньше не станет, а на замену менее качественным чартерам придут более качественные. Рынок авиаперевозок конкурентен и не остается пустым. Если есть спрос, обязательно будет и предложение. Возможно, что новые чартеры не будут дешевле, но и вряд ли будут дороже, по крайне мере, намного, считают в Росавиации. В России летает всего-навсего около 10 процентов населения, именно этот фактор и является препятствием для значительного повышения цены на чартеры - авиакомпании тут же теряют пассажиров. И без того в 2005 году был незначительный рост авиаперевозок. И если стоимость топлива за последний год выросла на 70 - 80 процентов, то стоимость авиабилетов - всего на 9 процентов. Авиакомпании не повышают стоимость билетов, для того чтобы сохранить широкий рынок перевозок, и за счет собственной прибыл и удерживают цены на авиабилеты.

Кстати, мировая тенденция пропорций регулярных и чартерных перевозок - 70 процентов к 30 процентам. У нас же в стране порядка 40 процентов перевозок - регулярные, а 60 процентов - чартерные.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости