Если вы что-нибудь разбили в магазине, платить не обязаны
"Бди!" - этот призыв Козьмы Пруткова ни в коем случае не должны забывать те, кто отправляется за покупками. "МК" собрал воедино самые распространенные способы обмана в магазинах.
ВМЕСТО НЕТТО БУДЕТ БРУТТО. Это, пожалуй, самый незаметный и самый простой способ раскрутить покупателя на пару-тройку лишних рублей. Нужно только взвесить салат вместе с лотком, не сбросив вес тары. Впрочем, иногда товар так упаковывают централизованно и на ценнике проставляют стоимость веса брутто, а не нетто.
"НЕДОВЕС" ПРОДУКТОВ - из той же оперы. Очень часто даже в заранее расфасованных в супермаркетах товарах указан больший вес, чем на самом деле. Цена, соответственно, - тоже. Поэтому не стесняйтесь взвешивать продукты на контрольных весах.
ВНИМАНИЕ, КАССА! Бывает, что кассир не прочь за наш счет полакомиться или даже приодеться. Вот как обсчитали Ольгу М.: пока она выкладывала из тележки покупки, кассирша вбила в чек колготки. И только дома, внимательно изучив чек, девушка обнаружила, что почему-то заплатила лишние 80 рублей.
Еще один финт: кассир вручную набирает штрих-код и при этом незначительно меняет комбинацию цифр. В результате клиент может купить нарзан по цене дорогого французского вина.
НАДЕНЬ ОЧКИ, ТЕТЕРЯ! Очень часто сумма на ценниках в зале самообслуживания меньше той, что пробивает кассир. В таких случаях надо обязательно потребовать книгу жалоб и пригрозить, что пожалуетесь в Роспотребнадзор. Ведь магазин нарушил Закон "О защите прав потребителей", предоставив неверную информацию о товаре (его цене). Уверяем: конфликт будет улажен. Разборки с Роспотребнадзором не в интересах администрации магазина - этак и лицензию могут отобрать.
В супермаркетах обычно закупают продукты на неделю, чеки метровые. Проверить, соответствует ли содержимое тележки чеку, не отходя от кассы, практически невозможно. Поэтому не стесняйтесь ходить по магазину с калькулятором и складывать цены купленных товаров. Если сумма не совпадает с пробитой - выясняйте отношения, не отходя от кассы и не обращая внимания на очередь. А когда продукты взвешивают, внимательно смотрите на весы. Когда кассир называет сумму покупок, обязательно переспрашивайте. Если думаете, что вас обманули, попросите пересчитать все заново. Будьте особенно внимательны, покупая несколько одинаковых товаров: кассир может запросто вместо двух раз отсканировать штрих-код трижды.
ЕСЛИ ВАС ОБСЧИТАЛИ. Сдачу надо пересчитывать, не отходя от кассы. Обнаружив обсчет, тут же требуйте вскрыть кассу. Внимательно следите за тем, как кассир сдает сдачу.
Кассир должен получить от вас деньги, четко назвать полученную сумму и положить купюры на видное для вас место. Затем он печатает чек на контрольно-кассовом аппарате и объявляет общую стоимость покупок. Называет сумму причитающейся вам сдачи и выдает ее, внятно называя достоинство каждой купюры. Выдает чек. И только после этого кладет полученные от покупателя деньги в кассу.
По закону вам не могут отказаться продать товар, ссылаясь на отсутствие сдачи: перед началом работы кассир обязан получить все необходимое для работы, в том числе и разменную монету. Правила работы предприятий розничной торговли запрещают предлагать покупателю самому разменивать крупные купюры.НЕ ПРЯЧЬТЕ СВОИ СУМОЧКИ. Обычно охранники требуют сдать сумки в камеру хранения, а там висит объявление: "За сданные вещи администрация магазина ответственности не несет". В соответствии с "Методическими указаниями по организации и осуществлению розничной торговли в Москве" (утверждены распоряжением N31 департамента потребительского рынка и услуг от 30 мая 2003 г.) покупатели не обязаны сдавать свои вещи в камеру хранения, и администрация магазина несет полную ответственность за сохранность вещей, сданных покупателем на хранение. Поэтому, если у вас украли вещи из камеры хранения, смело пишите заявление в местное отделение милиции и предъявляйте копию протокола администрации магазина. Если магазин не возместит ущерб добровольно, дело надо передавать в суд.
Если же охранник магазина потребовал предъявить содержимое сумки, напомните ему, что досматривать личные вещи могут только работники милиции (Закон "О частной детективной и охранной деятельности"). Так что покупатель имеет полное право не предъявлять свои вещи для досмотра как на входе, так и на выходе из магазина. Остановить покупателя силой охранник может, только если лично видел факт правонарушения. Причем сразу после этого охрана обязана позвонить в милицию и дожидаться ее приезда вместе с нарушителем. Покупатель же, которого незаконно подвергли досмотру, должен написать заявление в милицию.
Раскокал банку - не плати!
Если в торговом зале покупатель нечаянно задел витрину и что-нибудь разбил, администрация требует оплатить ущерб. Ни за что не соглашайтесь! Требуйте вызвать милицию, а приехавшему наряду сообщите: "Ущерб от случайной гибели товара несет тот, кто подписал с магазином специальный договор. Покупатель же априори никаких документов с магазином не подписывает. Это прерогатива поставщика или производителя" (статья 459 Гражданского кодекса РФ). К тому же по ГК потребитель не может нести ответственность за товар, который еще не оплачен.