Иначе можно оказаться жертвой ухищрении недобросовестных продавцов
Накануне своего дня рождения Л. зашла в супермаркет, чтобы купить продукты для праздничного стола, и увидела банку с черной наклейкой, на которой красовались крупные маслины. Банка выгодно отличалась от других, таких же размерами, а стоила, как следовало из ценника, не дороже других. Взяв эти маслины и другие продукты, Л. пошла к кассе. Но когда продавщица пробила чек, то выяснилось, что приглянувшиеся маслины оказались на 12 рублей дороже, чем значилось на ценнике. Хорошо, что обратила внимание, а могла обнаружить это слишком поздно.
И ТАКАЯ ситуация не редкость. Возникает она в большинстве случаев из-за того, что продавцы, когда случайно, а когда и намеренно, "забывают" следить за соответствием ценников и товара. Эта забывчивость - не что иное, как нарушение Закона РФ "О защите прав потребителей" (статья 10, пункт 1). "Правила продажи отдельных видов товаров", утвержденные постановлением Правительства РФ N55 от 19.01.1998 года, предписывают: "7. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование 19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника".
Сейчас во многих супермаркетах имеется специальный прибор, сканирующий штрих-код товара и высвечивающий на табло его стоимость. Очень удобная штука! Причем она позволяет не только проверить стоимость отдельного предмета в случае отсутствия ценника или сомнений в его "достоверности", но и оценить общую сумму покупок перед подходом к кассе.
Если же такого прибора в супермаркете нет, а выбранный вами предмет или продукт на кассе окажется дороже, скажите кассиру, что желаете "отменить покупку". Не бойтесь, если вас станут пугать скандалом. Конечно, ситуация не из приятных, но право на вашей стороне - вы выбирали товар, ориентируясь на определенную цену, и нигде не сказано, что вы все равно должны его купить. Значит, виноваты не вы, а администрация магазина.
Имейте в виду:
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)
3. Информация, предусмотренная п. 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей"
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Пункт 1 статьи 14.8 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях"
Скоропортящиеся продукты стоят, как и положено, в витрине-холодильнике друг за дружкой стройными рядами. Но те пакеты, срок годности которых вот-вот истечет (а у некоторых уже истек), всегда выставлены в первых рядах. Свежий товар следует искать в глубине. А иначе придете домой, посмотрите на срок годности кефира и снова побежите в магазин менять.
Как правило, в супермаркетах товар продается в упаковке. С одной стороны, это жест вежливости по отношению к потребителю, а с другой - возможность получить дополнительную выгоду за счет лишних граммов. Замороженная до состояния ледяной глыбы рыбная тушка или упаковка креветок способна "прибавить в весе" почти пятую часть! И за эту талую воду покупателю приходится платить отнюдь немало! Конечно, опытные хозяйки могут на глаз определить, тянет ли фасовка на заявленный вес. Всем остальным - совет: лучше покупать те продукты, которые расфасованы предприятием-изготовителем, а не самим магазином.
Еще в одну "весовую игру", итог которой заведомо не в пользу покупателя, вам предложат "сыграть" в отделе кулинарии. Товар, который вы здесь купите, вам тоже протянут в упаковке. В некоторых супермаркетах за нее еще и придется доплатить. Например, за пластиковые контейнеры, которые стоят на витрине с уже обозначенной ценой. Но об этих дополнительных расходах вас хотя бы изволили предупредить. А вот о чем не предупредили, так это о том, что в чеке будет указана стоимость салата или фарша плюс упаковка, которую вы еще один раз оплатите, но уже по цене расфасованного в нее продукта. Копейки, конечно, но сколько этих копеек ежедневно утекает из наших карманов в доход магазина!Не поленитесь, напомните администратору магазина статью 14.7 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях". В ней четко сказано: "Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда".
Эффект не заставит себя ждать. И если каждый обманутый покупатель напомнит о своих правах, можно будет надеяться, что продавцы откажутся от маленьких, но отнюдь не безобидных, шалостей.