"МК" оценил новые аксессуары "беленькой"
Согласно одной шутке, есть верный способ отличить настоящую водку от паленой: первая "зажигает", вторая -"гасит". Впрочем, есть менее "жесткий" путь для выбора хорошей "беленькой" - по новой акцизной марке. Ведь с 1 января текущего года она должна стать не просто знаком уплаты налогов, а своего рода сертификатом качества. В особенностях новой "одежки" для "хмельной блондинки" решили разобраться корреспонденты "МК"...
Цвета сезона
"Модель" у новой марки одна на все виды алкоголя. Но "кутюрье" из Гознака предложили алкогольным "модницам" разные цвета. Натуральным винам - зелено-желтые. Шампанским и игристым - желто-синие. Остальным видам вина, не входящим в "сливки винного общества", - сиренево-зеленый авангард.
Несомненно, подчеркнет достоинства настоек крепостью от 9 до 25% загадочный серо-красный цвет марки. О том, что перед вами серьезный напиток (водка, бренди, коньяк и другое крепкое спиртное), поведает марка розово-оранжевого цвета.
Как носить?
Лепить акцизную марку поверх пробки, как раньше, в новом году совершенно немодно. Достаточно поместить ее на свободное место бутылки.
Если до начала этого года движение алкоголя из региона в регион было ограничено, то с вступлением в силу новых правил все барьеры пали. И поэтому не пугайтесь, увидев на прилавке бутылку с маркой из Урюпинска, - это не "левак", просто там такая мода.
Философия алкогольной моды
Как и в человеческой моде, в "спиртных" нарядах ценится индивидуальность. Поэтому новые марки помимо прочего содержат специальный штрих-код, который позволяет отличить одну бутылку от другой. Сейчас создается Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Она позволяет проконтролировать каждый шаг алкогольной бутылки - от завода-производителя (или таможни, через которую она приехала) до прилавка магазина. Порядка тысячи ликеро-водочных заводов и 170 спиртовых уже ставят новые компьютерные программы, позволяющие не забыть ни об одной бутылке. А вот когда наладят контроль в магазинах - вопрос светлого будущего.
Зато, уверяют авторы - разработчики идеи, штрих-код не просто придаст бутылке пикантности, но и позволит избежать искуса... чиновникам. Если раньше, обнаружив "пузырь" с поддельным спиртным в магазине, инспектор мог "забыть" о ней по договоренности с начальством торговой точки, то теперь информация о "леваке" обязательно попадет к "кому надо". Ведь как только сканер "прочитает" штрих-код, все данные тут же поступят в базу данных.
Ярлычок - еще не марка
Удел одежды "от кутюр" - быть подделанной. Скроил костюмчик по лекалам "Шанель", прилепил соответствующий ярлычок, и вот тебе модная одежда. Акцизные марки тоже подделывают. С ними мошенникам сложнее. Как пояснил "МК" глава экспертного совета Госдумы по регулированию алкогольного рынка Павел Шапкин, они защищены от подделок лучше, чем евро. У новых аксессуаров для бутылки аж 16 степеней защиты. Традиционная - фоновый рисунок из мелких кривых линий, переплетенных между собой. Еще вся самоклеящаяся бумага, на которой напечатана марка, будет в просечках. Они не позволят отлепить марку от бутылки и приклеить ее к другой: марка просто порвется. А еще на марке есть металлизированная голограмма с микрошрифтом и насечками, а уголки аксессуара светятся в ультрафиолете. Новую марку нельзя ксерокопировать, а если посмотреть на марку сквозь прозрачную бутылку, можно увидеть рисунок из нитяных вкраплений.
Зачем вообще такая мода?
Эксперт "МК" Павел ШАПКИН, глава экспертного совета Госдумы по регулированию алкогольного рынка:
- Новые акцизные марки позволят сократить теневой сектор к концу года с 50 до 15%: так как их подделать очень сложно, марки защитят легальную продукцию. Государство сможет получить дополнительные доходы без ежегодного увеличения ставок акцизов. Эту мысль доказывают результаты работы некоторых предприятий, которые в этом году увеличили объем производства вдвое.
***
! Консерваторам, предпочитающим марки старого образца, дали время до 1 июля 2006 года. Не очень модно, зато все вполне легально. Правда, после Нового года старые марки выдаются с новым "носителем информации". Так что тем, кто предпочитает прежние марки, придется носить до лета целых два аксессуара - и марку, и носитель.