На базе грузовой станции Базаиха Красноярской железной дороги (КрасЖД) создан терминально-логистический комплекс регионального значения. Теперь все работы с таможенными грузами краевого центра, в том числе их декларирование, проводятся здесь.
Железнодорожников не нужно убеждать в необходимости строить накопительно-распределительные склады, внедрять информационные системы для сопровождения грузов. Как крупнейший таможенный перевозчик, ОАО "РЖД" активно занимается развитием логистических услуг. "Без применения новых технологий в этой сфере мы не сможем качественно обслуживать грузовладельцев, и тем более не привлечем новых клиентов - участников внешнеэкономической деятельности", - говорит начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.
На станции Красноярского железнодорожного узла ежегодно прибывает до 4 тыс. полувагонов с импортными грузами и более 60 тыс. контейнеров (контейнерные перевозки осуществляются дочерней компанией ОАО "РЖД" - ОАО "Трансконтейнер").
"Чтобы оптимизировать работу с внешнеторговыми грузами, дорогой было принято решение создать на базе грузового двора станции Базаиха современный таможенный терминал. Инвестиции КрасЖД в развитие терминальных услуг составили более 120 миллионов рублей: мы освоили эти средства полтора года назад. Деньги направлены на строительство складов временного хранения таможенных грузов (теплых и холодных), площадки для приема тяжеловесных грузов и приобретение оборудования для радиационного контроля. Тот факт, что станция Базаиха расположена за пределами Красноярска, рядом с объездной федеральной автодорогой, а в границах грузового двора находится контейнерный терминал ОАО "Трансконтейнер", подтвердил оправданность столь значительных вложений. Основная часть импортных грузов доставляется в Красноярск в контейнерах - по железной дороге и автотранспортом, поэтому география расположения терминала была очень удобной для клиентов. Но до того момента, пока на территории таможенного терминала станции Базаиха не было офиса Красноярского таможенного поста, мы не могли реализовать здесь принцип "единого окна", когда все задействованные в этом процессе структуры находятся в одном месте", - рассказывает начальник таможенно-брокерского отдела КрасЖД Дмитрий Бабенко.
Вопрос о переносе Красноярского таможенного поста (КТП) из центра Красноярска на Базаиху решался в течение двух последних лет. Столько времени понадобилось на прохождение всех необходимых в таких случаях согласований с ФСТ, поясняют на Красноярской таможне. Только в конце мая текущего года более 70 сотрудников поста переехали в новый офис (помещение площадью 400 кв. м, расположенное в здании ОАО "Трансконтейнер", было специально для этих целей отремонтировано железнодорожниками).
Председатель Правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов, побывавший на открытии КТП, так оценил совместный проект красноярских железнодорожников и таможенников: "Логистический центр такого уровня открывает новые возможности для экономики региона: это поможет в создании и освоении новых рынков сбыта как в Красноярском крае (для товаров, которые сюда ввозятся), так и на других территориях, куда мы импортируем свою продукцию".
Перемещение Красноярского таможенного поста за пределы оживленных городских магистралей соответствует федеральной стратегии развития таможенных органов, согласно которой все подобные структуры должны быть вынесены за пределы мегаполисов.
Но самое главное - это удобно и выгодно для самих клиентов таможни. "Новое месторасположение КТП в границах технологического комплекса станции Базаиха означает для красноярских бизнесменов упрощение процедуры таможенного оформления: сроки декларирования товара теперь сократятся с двух-трех суток до нескольких часов", - подчеркивает начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.
***
Логистический центр станции Базаиха рассчитан на работу с тарно-штучными, контейнерными грузами, грузами в полувагонах. Непосредственная близость к федеральной автодороге дает возможность принимать здесь автопоезда, что позволит разгрузить магистрали Красноярска от тяжеловесной техники. Теперь они прибывают в зону таможенного контроля по объездной дороге, не заезжая в краевой центр. Красноярским таможенным постом за I квартал 2009 года оформлено 1 544 грузовых таможенных деклараций, из них 21% - в электронном виде. В том числе - 706 деклараций на импортные грузы. Среди импортных грузов преобладают промышленное и медицинское оборудование (Германия, Польша, Дания, Испания, Латвия, Нидерланды), товары народного потребления (Австрия, Беларусь, Китай, Турция, Украина), фрукты (Азербайджан, Иран, Молдова, Таджикистан). Основные товары, оформляемые на экспорт: алюминий и его сплавы (Албания, Аргентина, Греция, Иран, Италия, Корея, Нидерланды, США, Япония), лесные грузы.