"Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года" прошла обсуждение во всех семи федеральных округах России и получила одобрение регионов. Однако часть региональных проектов в "Стратегию" не попала. Ввиду слишком выраженной "местной" направленности.
Главная цель обсуждения - координация стратегических планов развития компании с планами развития регионов. Проект "Стратегии" (о ее содержании и основных положениях "Гудок" подробно рассказывал в мае - июле) направлен каждому руководителю субъекта Федерации с предложением дать оценку документу и выработать рекомендации, которые могли бы его дополнить. По словам заместителя начальника департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО "РЖД" Виктора Ребца, среди предложений наиболее часто встречались проекты о совместном строительстве транспортно-логистических комплексов. "К сожалению, предложения такого рода зачастую приходилось отклонять. Дело не в том, что идеи были плохи. Они не могут быть включены в программу развития железнодорожного транспорта по самой своей сути, - говорит Виктор Ребец. - Например, большинство проектов транспортно-логистических терминалов носят ярко выраженную местную, региональную направленность. А ведь смысл программы в том, чтобы определить основные перспективные направления развития общероссийской железнодорожной сети. Региональные проекты должны быть такими, чтобы стать органичной частью федеральной транспортной системы".
Виктор Ребец особо отметил, что от сотрудничества с региональными администрациями по проектам "местного" значения компания не отказывается. Но они - предмет отдельных контрактов и договоров, а не часть стратегической программы.
Многие проекты носили чрезмерно выраженную социальную направленность. Например, предложение об организации железнодорожного сообщения по маршруту между Ростовом-на-Дону и районным центром Донецк в Ростовской области. Проект практически полностью ориентирован на пригородные перевозки пассажиров и является предметом региональной программы, а не отраслевой стратегии.
Виктор Ребец отметил, что работа над "Стратегией" не закончена. Ее окончательный вариант должен быть представлен на рассмотрение правительства 6 сентября. До этого времени у регионов есть право и возможность внести в проект новые предложения.
"Но региональные власти не должны забывать, что реализация программы связана с решением вопросов погашения убыточности пригородных пассажирских перевозок, созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций и подготовки квалифицированных кадров", - отметил Виктор Ребец.
По словам заместителя губернатора Челябинской области Владимира Дятлова, в ходе обсуждения проекта "Стратегии" удалось внести ряд предложений, которые благоприятно повлияют на экономическое развитие региона. "Хотелось бы отметить строительство двадцатикилометровой грузообразующей линии Муслюмово - Теченская, необходимой для освоения Теченского месторождения магнетитовых руд и развития пропускной способности железнодорожной линии Челябинск - Нижняя - Каменск-Уральский", - сказал он.
"Вместе с тем в проект "Стратегии" пока что не были включены некоторые предложения Челябинской области, которые кажутся нам чрезвычайно важными, - добавил Владимир Дятлов. - В частности, строительство обходных веток Бускуль - Магнай и Каерак - Золотая Сопка, а также развитие пропускной способности железнодорожных путей на участке Челябинск - Миасс".
"Результаты обсуждения проекта "Стратегии развития железнодорожного транспорта" для нашего города следует с полным основанием признать положительными. Все ключевые и особенно значимые предложения в ходе обсуждения были приняты", - считает заместитель руководителя департамента транспорта и связи Москвы Александр Кисько.
По его мнению, в "Стратегию развития" включены три особенно значимых для Москвы направления работы: организация железнодорожного сообщения по Второму транспортному кольцу, развитие скоростного пригородного пассажирского движения, строительство инфраструктуры по направлению к аэропортам.
По словам Александра Кисько, есть проекты, которые в общую стратегическую программу внесены не были. Например, строительство железнодорожной инфраструктуры у строящегося центра "Рижский товарный двор". "Но тем не менее наше сотрудничество с ОАО "РЖД" по этим проектам будет продолжаться, - сказал он, - но только не в рамках "Стратегии", а в ходе реализации отдельных соглашений".