Сергей Коломеец, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА СЕВЕРНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ:
- Из выступлений в "Гудке" коллег, принявших участие в инициированном мной обсуждении проблемы дефицита подвижного состава, можно сделать определенные выводы.
Первое и главное: сегодня бизнес выстраивает свои логистические цепочки без учета нормальных схем использования вагонов любой принадлежности, без учета ритмичности перемещения грузов. Складывается впечатление, будто весь бизнес России спит первые десять дней каждого месяца, а две оставшиеся декады штурмует погрузку для выполнения своих бюджетных продаж. Сегодня между грузоотправителями и ОАО "РЖД" не заключаются договоры о предъявлении грузов на долгосрочной основе, так как эта информация считается клиентами коммерческой, не подлежащей разглашению. Причем эта проблема характерна как для перевозок, носящих несистемный характер, так и для массовых. Договоры же о намерениях, которые отражаются в заявках на перевозку, далеко не всегда подтверждаются наличием груза. Зачастую грузоотправитель для того, чтобы подстраховаться и гарантированно обеспечить себя подвижным составом, декларирует заведомо невыполнимые объемы погрузки, завышает реальный рыночный спрос на свой груз. Поэтому сегодня некорректно рассматривать базу данных ГУ-12 автоматизированной системы ЭТРАН как реальную потребность клиентов в подвижном составе. Парадокс в том, что действующие нормативные документы по приему заявок и их выполнению, казалось бы, вынуждают клиентов играть по нашим правилам, отвечающим больше плановой, чем рыночной, экономике, а результат всегда оказывается в пользу грузоотправителей.
В этих условиях весьма перспективной выглядит специализация создаваемых операторских компаний. Так, ОАО "Первая грузовая компания" позиционирует себя в сегменте рудно-металлургических перевозок. Ее отношения с партнерами строятся на долгосрочной основе, что должно обеспечить предсказуемость и ритмичность перевозок. Другой пример - ООО "Транслес" оказывает услуги по перевозке лесных грузов. Из-за нехватки специализированных платформ эта операторская компания сегодня не занимает доминирующего положения в сегменте лесных перевозок. Многие лесопромышленные комбинаты имеют свой парк подвижного состава. При этом приватный подвижной состав может использоваться очень эффективно, а может и длительно простаивать. Поэтому назрела необходимость создания региональных логистических центров по обслуживанию предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности. Такие центры нужно создавать на основе государственно-частного партнерства с привлечением администраций регионов, предприятий-переработчиков и представителей транспорта.