Интервью с президентом Kesko Food Калерво Хаапаниеми
Выстроивший в Эстонии сеть своих магазинов концерн Kesko Food заинтересован в продаже эстонских продуктов в Финляндии, и в сотрудничестве с Rimi он берет под прицел литовский рынок.
Kesko и собственник сети Rimi концерн ICA намерены сотрудничать на балтийском рынке. Что это будет за сотрудничество и как вы поделите между собой имеющиеся сети и торговые марки?
У нас обоих единые цели - рост и прибыльность. Мы давно хорошо знаем друг друга, мы сотрудничали в закупках, и у нас схожий фон. Мы заметили, что конкуренция во всех трех странах Балтии обострилась, и мы потеряли здесь деньги.
В прошлом году мы разговаривали с Кеннетом Бенгтссоном (президент 1С А - ред.) о здешних инвестициях и о том, как работать впредь, и пришли к выводу, что, может, надо подумать о единых закупках, инвестициях и логистике.
Мы надеемся задействовать совместное предприятие этим летом, может, в сентябре. Планы обсуждены, и окончательно все возможно оформить через несколько недель. После этого нам предстоит известить службу конкуренции в Брюсселе.
У совместного предприятия будут магазины трех концепций -discounter, супермаркеты и гипермаркеты. Как у ICA, так и у Kesko есть свои сети гипер-маркетов. Что будет с ними?
Я не могу сейчас вдаваться в детали. Думаю, что название магазина не так важно, важнее иметь магазины этих трех типов. Две наиболее существенные темы -все-таки сферы закупки и логистики. У нас здесь есть логистический центр в Юри, у ICA такого нет, и им не надо делать эти инвестиции. И мы отложили свои инвестиции в латвийский склад, потому что у ICA есть очень хороший логистический центр в Риге.
Является ли одной из причин объединения сил стремление сильнее закрепиться на литовском рынке, где конкурентом выступает сильный местный VP Market?
Это так. И все же мы хотим, объединившись, добиться успеха за счет двух моментов: во-первых, это поднимающийся розничный рынок, который растет в два-три раза быстрее, чем в Финляндии или Швеции, а во-вторых, наш главный конкурент на самом деле - это старомодная торговля, та, что называется в обзорах "открытые рынки и прочая торговля".
Три года назад концерн Kesko купил в Эстонии сеть Saastumarket. Представляют ли для него интерес еще какие-нибудь розничные торговцы?
Нет. Думаю, что мы можем считать себя лидерами рынка. Наверное, мы инвестируем в Нарву, построив тамгипермаркет. Наша сеть в Эстонии почти готова.
Разумеется, другая тема, это то, что было в Пярну. Там мы перенесли существовавший два года Citymar-ket в другое место, закрыли несколько магазинов Saastumarket, потому что они располагались неправильно, и открыли новые.
В какой стадии сейчас находится спор о торговой марке между Saastumarket и Lidl, он вышел за пределы Эстонии?
Несколько недель назад я слышал, что этим занимается в Эстонии апелляционная комиссия Патентного департамента. Спор пока не перенесен в Европу, прежде подождем решения в Эстонии.
Концерн Kesko уже покупает для продажи в своих финских магазинах продукцию эстонского производства. Что именно и каковы дальнейшие планы?
Мы начали с закупки в этом году йогуртов, которые продаем под торговой маркой Euroshopper. Импортировали мы также рыбные консервы. Интерес могли бы представить колбасные изделия. Я подразумеваю здесь НК Ruokatalo (собственник Раквереского мясокомбината - ред.), потому что знаем его и его продукцию, но также и другие эстонские мясные производства.