Торговый передел

Своими наблюдениями о том, как меняется в Нижнем торговый климат с приходом сетей федерального масштаба, с читателями «Деловой недели» делится директор «Союза магазинов Нижегородской области» Вадим Носов.

Какую долю в нижегородских магазинах занимают местные товары?

— Достойную, то есть соответствующую тем объемам, которые производятся в Нижегородской области. Безусловно, на рынке есть мелкие производители (в основном районные), которые не попадают на полки супермаркетов. Некоторые из них выпускают эксклюзивную экологически чистую продукцию, но в их действиях нет системы. Они не могут сотрудничать с сетями, так как не способны обеспечить достойный уровень логистики и продвижения товара. В то же время все серьезные местные производители представлены на полках сетевых магазинов.

— Каков механизм отбора поставщиков в сетях?

— Многие сети придерживаются жесткого подхода к поставщикам. Чтобы попасть в сетевые магазины, нужно заплатить высокий бонус — несколько тысяч долларов за одну позицию. Это входной износ за то, что товар займет место на полке. Если поставщик уверен в своем продукте, делает все возможное для его продвижения, то он на такие условия соглашается.

Данные правила действуют для обычных товаров. Другое дело — брэндовые войны, как например, между Pepsi и Coca, Dirol и Orbit. Здесь производители борются не за место на полках, а друг с другом, и пытаются вытеснить продукцию конкурентов с рынка.

Многое при выборе поставщика зависит и от концепции сети. Например, одни торговые сети ориентируются на дешевые товары и не возьмут дорогой продукт, как бы производитель ни хотел попасть на полки. У других велики требования, связанные с рекламой, с известностью брэнда: если товар не рекламируется по телевидению, то его не будет и на полках.

Наряду с формализованной структурой отбора в любой сети есть процедура внутренней оценки потенциала товара. Если работники супермаркета считают, что продукция будет пользоваться спросом, то могут пойти на уступки. Например, поставщик предлагает необычный качественный товар с широким ассортиментным рядом — его возьмут с радостью и без особых условий. Далеко не во всех продовольственных группах есть жесткая конкуренция — ряд продуктов можно считать дефицитными.

Подчеркну, что в крупных сетях все взносы, как правило, официальные, а «откаты» практикуются лишь в некоторых небольших магазинах. Эта проблема уже не так актуальна, как несколько лет назад.

— Сейчас многие производители говорят о том, что основные прибыли остаются в торговле, а им не на что развиваться. Так ли это?

— Это утверждение не имеет под собой почвы. По нашим данным, рентабельность бизнеса в производстве достигает 20%, в дистрибуции — 1%, а в розничной торговле — 5— 6%. Говорить, что все деньги «съедают» торговые сети, абсолютно неправильно.

Да, наценка на товары различается. Например, компания Procter&Gamble вкладывает огромные деньги в рекламу, но в розничной сети наценка на ее продукцию небольшая

— сетям выгодно торговать данными товарами, так как они востребованы потребителями. Другие производители не вкладывают большие деньги в рекламу, но на их продукцию магазины делают значительную наценку. Это разные ценовые стратегии.

— Такая система поддерживает крупные корпорации и иностранные брэнды в ущерб отечественным производителям?

— Да, это недостаток. Работает механизм отсечения слабых поставщиков. Выживают те, кто не только производит что-то, но обеспечивает целый комплекс мер: своевременную доставку, красивую упаковку, рекламу и продвижение. Конечно, международным корпорациям проще играть по этим правилам. Но в то же время необходимо понимать, что сетевая торговля дает успешным производителям возможность выйти за пределы Нижнего Новгорода. Если товар будет востребован в местных магазинах, то сеть может принять решение продавать его и в других регионах.

— Каким вы видите развитие ситуации?

— Ситуация будет меняться очень быстро. Одной из особенностей нижегородской торговли является то, что здесь работают несколько крупных оптовых компаний, которые имеют свои сети магазинов и поставляют продукцию в другие торговые точки. Это приводит к тому, что один и тот же товар продается по всему городу. Тот, кто попал в «Альянс», «Сладкую жизнь», ВКТ, может считать себя королем розницы. И до недавнего времени альтернативы таким оптовым компаниям не было.

Но сейчас открываются новые крупные магазины национальных сетей, которые никак не связаны с местным бизнесом и местными оптовиками. Они привозят с собой новые товары, к которым нижегородцы еще не привыкли. Такая ситуация выгодна для местных производителей. Большие корпорации, как правило, производят товары с длительным сроком хранения. А для местных производителей остается ниша свежих, скоропортящихся продуктов.

***

фото:

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости